Основными принципами создания предметной среды в нашем детском саду являются:
Принцип дистанции, позиции при взаимодействии, ориентирующий на организацию пространства для общения взрослого с ребенком «глаза в глаза», которое способствует установлению оптимального контакта с детьми.
Принцип активности, возможности ее проявления и формирования у детей и взрослых путем их участия в создании своего предметного окружения.
Принцип стабильности – динамичности, предусматривающий создание условий для изменения и созидания окружающей среды в соответствии со вкусами, настроениями, меняющимися возможностями детей.
Принцип комплексирования и гибкого зонирования, реализующий возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяющий детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая, друг другу.
Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого, осуществляемый при оптимальном отборе стимулов по количеству и качеству.
Принцип эстетической организации среды, сочетания привычных и неординарных элементов.
Принцип открытости – закрытости, то есть готовности среды к изменению, корректировке, развитию.
Принцип «половых и возрастных различий» как возможности для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе эталонами мужественности и женственности.
Построение развивающей среды с учетом изложенных выше принципов дает ребенку чувство психологической защищенности, помогает развитию личности, способностей овладению разными способами деятельности.
Мы считаем, что в окружении ребенка должен находиться стимулирующий его развитие материал трех типов:
во-первых, использовавшийся в процессе специально организованного обучения;
во-вторых, иной, похожий (например, если на занятиях используются строительные детали красного цвета, то вне занятий – синего);
в-третьих, «свободный», то есть позволяющий ребенку применять усвоенные средства и способы познания в других обстоятельствах.
Наш детский сад обладает разными возможностями обеспечения детей материалами указанных типов. Создавая среду обитания ребенка, воспитатель решает много творческих задач: он становится дизайнером, декоратором, кукольником, портным, художником, конструктором, психологом, мастеровым и т.д. Организованная предметная среда предполагает гармоничное соотношение материалов, окружающих ребенка в детском саду, с точки зрения их количества, разнообразия, неординарности, изменяемости и т. д.
Размещение материала связано с трудностями пространственного характера – ограниченностью помещения детского сада, тем более что детям для проведения свободной активности необходимо не перегруженное предметами пространство. Удачное решение, позволяющее использовать ограниченное помещение детского сада наилучшем образом, представлено уже приведенным выше принципом комплексирования и гибкого зонирования. Иначе говоря, в детском саду созданы помещения, в которых материалы, стимулирующие развитие познавательных способностей, располагаются в разных функциональных пространствах.
Прочие статьи:
Методы и логика педагогического исследования
Каждая наука имеет свой предмет исследования. Своеобразие педагогической науки определяется не только объектом и предметом исследования, но и методами исследования. Методы научного исследования – это приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверную информацию, использующуюся для по ...
Образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах
человека, общества и государства
Со времен Аристотеля, Сократа и Платона образованию отводили роль главного цивилизационного фактора в развитии людей и общества.
Образованность – характеристика высокого уровня гармоничной педагогической сформированности человека и общностей, основанной на обладании научным пониманием мира и себя ...
Особенности просодической стороны речи у заикающихся
В последнее время все больше внимания обращается на изучение просодической стороны речи людей, страдающих заиканием. М.Вингейт говорит о заикании как о «просодическом дефекте», который проявляется в перемежающихся нарушениях ударений. Г.Бергман также сводит заикание к нарушению просодики. По его д ...