Военно-патриотическое воспитание: сущность, содержание, система

Страница 1

Высокий патриотизм считается важнейшим источником стойкости морального духа. Патриотизм – это одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями обособленных отечеств. Это определение указывает на историческое развитие социального содержания патриотизма, опровергает идеалистическое объяснение его сущности как расового или биологического явления.

Вместе с тем объективно обусловлена необходимость новых подходов к военно-патриотическому воспитанию, учитывая ситуацию, возросшие интересы и запросы россиян, а также обстановку на международной арене, особенности нынешних взаимоотношений между государствами.

Глубокое понимание, необходимости укрепления обороноспособности страны, правильная оценка социальной значимости этого - важнейшее качество человека.

Если подходить к выяснению сущности военно-патриотического воспитания функционально, то оно, являясь составной частью идейно-воспитательной работы, представляет собой систематическую, целенаправленную деятельность по формированию у россиян высокого оборонного сознания, идейно-политических, морально-психологических и нравственных качеств, необходимых для вооруженной защиты Отечества. Одновременно это процесс овладения военно-техническими знаниями, физического совершенствования личности.

Опираясь на приведенное выше определение сущности военно-патриотического воспитания, следует отметить, что оно имеет свои более или менее очерченные границы, качественную определенность. Это позволяет выделить его специфические черты, цели, задачи, направления и средства.

Военно-патриотическое воспитание по своей направленности относительно общества выполняет свою главную социальную функцию - функцию активного, целенаправленного воздействия человеческого фактора на укрепление обороноспособности страны. По отношению к индивиду, классу или социальной группе исследуемая воспитательная система выполняет роль планомерного влияния на формирование гармонически развитой личности и, главным образом, ее оборонного сознания, чувства исторической ответственности за судьбы Родины, постоянной готовности к ее вооруженной защите.

С социологической точки зрения, как видно, можно говорить о собственно воспитательных функциях рассматриваемой системы. К ним следует отнести, во-первых, функцию военно-политической ориентации и формирования оборонного сознания, в процессе осуществления которой у подрастающего поколения формируются чувства патриотизма, политической бдительности, глубокое понимание каждым человеком своей социальной роли в укреплении обороноспособности страны и Вооруженных Сил, осознание этой роли как гражданского и воинского долга. Во-вторых, это функция формирования готовности трудящихся, особенно молодежи, к ратному труду защиты своего Отечества, глубокого осознания возрастания социальной значимости воинской службы, любви к Вооруженным Силам, профессии офицера, привитие морально-психологического иммунитета к трудностям, устойчивости поведения личности в экстремальных условиях воинской деятельности. В-третьих, следует отметить коммуникативную функцию, заключающуюся в обеспечении преемственности социального опыта старшего поколения в сфере вооруженной защиты Отечества. И, наконец, в-четвертых, функция формирования нравственных качеств, необходимых для защиты Родины, посредством чего создаются героико-нравственные духовные идеалы.

Думается, что все вышеназванные функции отражают основные составные компоненты процесса воспитания (политическое, трудовое, нравственное), их преломление в такой важнейшей области человеческой деятельности, как вооруженная защита Отечества. Безусловно, все функции диалектически взаимосвязаны между собой, взаимопроникают и дополняют друг друга. В то же время каждая из них имеет и свою качественную определенность.

Названные функции обусловливают и основные направления военно-патриотического воспитания. К ним можно отнести: широкую пропаганду необходимости защиты Отечества, политики Российского государства, направленной на обеспечение высокой обороноспособности страны, разоблачение агрессивных замыслов наиболее реакционных кругов; формирование у юношества любви к Вооруженным Силам и воинской службе, информирование широких слоев населения о новых качественных изменениях, происходящих в военном деле, российской военной доктрине, профессии офицера и так далее; воспитание молодого поколения страны на боевых традициях русского народа, армии и флота; формирование у всех; людей высоких морально-психологических и нравственных качеств, необходимых для вооруженной защиты Отечества; овладение военными знаниями, умениями и навыками; физическое совершенствование личности, подготовка ее к перенесению возросших трудностей воинской службы.

Страницы: 1 2


Прочие статьи:

Педагогическое планирование
Процесс, в ходе которого цель из внутренней цели человека переходит в свое следствие - в фактическое поведение человека, в ходе которого и формируется тот или иной конечный результат его деятельности, называется целеосуществления. Процесс целеосуществления складывается из предварительной подготовк ...

Особенности методики проведения учебного занятия
Проблема контроля учебных достижений всегда очень актуальна, особенно по такой дисциплине как «Ревизия и контроль». Где существует граница между теоретическими знаниями и практическими навыками и умениями учащихся. В системе образования развиваются новые формы обучения, особенно в средствах и тех ...

Метод проекта на уроках естествознания в начальной школе
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник ещё в 1920-е годы нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи ...

Меню сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru