Процесс, в ходе которого цель из внутренней цели человека переходит в свое следствие - в фактическое поведение человека, в ходе которого и формируется тот или иной конечный результат его деятельности, называется целеосуществления. Процесс целеосуществления складывается из предварительной подготовки учителя к уроку и проведения урока.
Опосредованная подготовка учителя идет непрерывно. Она связана с постоянным накоплением знаний, впечатлений, опыта, развитием способностей и личностных качеств учителя, изучением базовых пособий, научной и методической литературы, передового педагогического опыта.
Анализ программ и пояснительных записок к ним позволит выделить концептуальные цели и задачи программ, принципы и методы осуществления, особенности содержания, ознакомиться с требованиями к уровню знаний и умений учащихся, которыми они должны овладеть в результате освоения годичного программного материала, определить систему понятий, которые ученик должен усвоить в течение учебного года.
Непосредственная подготовка проходит обычно в летние каникулы, а итогом ее должен стать календарный тематический план на год.
Календарный тематический план определяет темы (разделы) изучения, почасовую разбивку по темам, последовательность изучения, типы уроков, фиксирует обобщающие и контрольные занятия, темы и виды самостоятельных работ, систематизирует последовательное освоение основных понятий, умений, навыков, а также конкретизирует внутрипредметные и межпредметные связи. При календарном планировании следует учитывать праздники, календарные изменения в природе, необходимость разнообразия видов художественной и познавательной деятельности учащихся, последовательное освоение художественных материалов и техник. Поскольку учитель изобразительного искусства лучше воспринимает образы, ему будет полезно сделать для себя предварительный календарно-иллюстративный план. В этом случае язык графики позволит увидеть целостность процесса обучения в заданиях для детей.
Можно выполнить такой план и на карточках, которые удобно хранить в конвертах по четвертям учебного года. В такую карточку легко вносить изменения в планировании.
Таблица 3. Примерная схема тематического плана (П. И. Пидкасистый, М. Л. Портов) Количество часов на всю тему - …
|
№ урока |
Тема урока |
Тип урока |
ТЦУ |
Методы обучения |
Содержание |
Виды самостоятельно й работы |
Планируемые знания. умения, навыки |
Виды контроля знаний и обратно й связи |
Формы организаций учебной деятельности |
Домашнее задание |
|
1-й урок | ||||||||||
|
2-й урок | ||||||||||
|
3-й урок и т.д. |
Такое прогнозирование дает учителю возможность четче представлять оценочные категории учебной деятельности, планировать систему уроков по изучаемой теме, заранее видеть необходимость подбора дополнительного учебного материала по темам, наглядных пособий. При составлении такого плана следует обращать внимание на особенности класса, для которого планируется учебная деятельность, и в зависимости от них корректировать процесс освоения предметного содержания. Такой план становится основой подготовки учителя к каждому уроку.
Программы, учебники и пособия содержат материал к урокам и предлагают пути его освоения. Поурочное планирование является методическим вариантом организации работы учащихся на конкретном уроке. Такой методический вариант может представлять собой план, план-конспект (развернутый план), сценарий, проект, программу - в зависимости от практической необходимости для самого учителя.
Прочие статьи:
Психические функции и формирование ориентации на слово
Речь – это, прежде всего, результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Так называемые артикуляторные органы лишь выполняют приказы, поступающие из мозга.
Разливают речь сенсорную - понимание того, что говорят другие, и моторную - произнесение звуков речи самим человеком. ...
Педагогический и психологический аспект применения знаний
о рок-культуре при работе с молодежью
Хотя рок с собственно-музыковедческой стороны изучен достаточно мало в силу своей непринадлежности к академической музыке, он представляет собой сложный и неоднозначный феномен, некоторые особенности которого могут быть использованы в дидактических целях.
Как справедливо отмечала еще в 1980е годы ...
Существенные признаки вертикали школьных учебников
Методологическое единство и целостность содержательной предметной линии обеспечивается наличием общего научного редактора серии.
Основой формирования единой вертикали школьных учебников может служить образовательная программа. Издательство “Просвещение” ежегодно готовит обновленные сборники образ ...