Анализ произведения изобразительного искусства на уроке

Новая педагогика » Методы преподавания изобразительного искусства в современной школе » Анализ произведения изобразительного искусства на уроке

Сегодня преподавание изобразительного искусства в школе не без привлечения в качестве источников различных памятников культуры: исторических, музыкальных, литературных и др. Изучение их повышает интерес школьников к изобразительному искусству, способствует выходу на качественно новую ступень видения и понимания прошлого, способствует передаче образности, конкретности, колорита эпохи.

Одной из важнейшей составляющей деятельности учащихся на уроке изобразительного искусства является процесс восприятия художественного произведения.

Именно в восприятии произведения изобразительного искусства, в степени его понимания и творческого переживания проявляется то, как глубоко проникают дети через верхний слой формы в конкретный смысл изображения и насколько обоснованны их эстетические суждения и оценки.

К сожалению, часто процесс художественного восприятия произведения изобразительного искусства рассматривается только как простое ознакомление и умение произвести словесный анализ его, без достаточного понимания, обобщения, целостного восприятия. Однако восприятие произведения изобразительного искусства становится более объективным, если учащиеся понимают его стилистические особенности, выраженные художественно-образным языком определенного вида искусства. Понимание этого языка способствует развитию художественного восприятия, эстетических переживаний и образного мышления учеников. Умение грамотно «читать» пластическую историю человечества поможет школьнику разобраться в глубинах собственного сознания и грамотно «писать» эту историю далее. Одним из основных методов формирования образного мышления учащихся на уроках изобразительного искусства, наиболее специфичным для них является метод художественного анализа.

В отличие от методов художественного анализа, существующих в практике эстетического осмысления произведения искусства, анализ художественного произведения на уроке должен подчиняться основным дидактическим принципам обучения, которые определяют закономерности процесса обучения. Мы уже знакомы с ними. Такие принципы, как соответствие особенностям детей, посильность, доступность и т. д., лежат в основе отбора для анализа произведений изобразительного искусства и организации деятельности учащихся по проведению такого анализа. Учитель должен учитывать существенное различие между анализом художественного произведения в искусствоведческих источниках, которыми он пользуется при подготовке к уроку, и анализом конкретного памятника на конкретном уроке с конкретными детьми. Учителю предоставляется право выбора произведений изобразительного искусства (наглядные материалы) в соответствии с учебными задачами. Причем ориентация при выборе должна быть не на историческую последовательность изучения произведений, а на возможность на их основе рассматривать основные правила, приемы, средства композиции, особенности колористического решения и т. д. При отборе произведений изобразительного искусства следует учитывать их художественно-эстетическую ценность, возможность ознакомления с произведениями во всем многообразии видов, жанров, традиций и художественных техник изобразительного искусства, т. е. необходимость реализации принципа единства эстетического восприятия и художественной практики учащихся.


Прочие статьи:

Сущность понятия "тест"
В настоящее время в связи с растущей популярностью теста как формы контроля, существует множество определений этого понятия. Приведем некоторые из них: М.В. Гамезо дает следующее определение: тест - стандартизированное, часто ограниченное во времени испытание, предназначенное для установления кол ...

Наркомания и алкоголизм – болезни души
С конца 1980-х годов в России резко упала рождаемость, а с начала 90-х выросла смертность, что было связано, прежде всего, с отменой госмонополии на алкоголь. Две трети смертей в России можно было бы предотвратить, если исключить из жизни общества алкоголь и табак. Миллионы людей во всём мире стр ...

Определение понятия "дошкольное образование"
Этот термин распространен во всем мире, но для российских педагогов он еще не совсем привычен. По словам представителя Министерства образования и науки И.Реморенко, "нашим традициям ближе понятие образование детей старшего дошкольного возраста". В основном дошкольная подготовка осуществ ...

Меню сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru