Совершенствование социально-культурной деятельности школьных образовательных учреждений средствами игровых методик

Новая педагогика » Совершенствование социально-культурной деятельности школьных образовательных учреждений средствами игровых методик

В истории развития человечества до недавнего времени смена оборудования, материальных и духовных ценностей происходила гораздо медленнее, чем смена поколений людей. Передача опыта в процессе воспитания происходила от более старших к младшим, поскольку социальный строй, в котором предстояло жить ребенку, с небольшими изменениями напоминал ту социальную среду, в которой жили его родители.

Современная ситуация свидетельствует о быстрой смене условий труда, общественных взглядов и убеждений. Пересматриваются многие личностные качества, приоритетные ценности. Поэтому и воспитательную работу должны оценивать ни столько по тому, как полно воспитателям удалось передать молодым свои знания и убеждения, сколько по тому, сумели ли они подготовить их самостоятельно действовать и принимать решения.

Чтобы жить и успешно трудиться в чрезвычайно динамичном обществе ближайшего будущего, индивид должен обладать рядом качеств: быть личностью, иметь устойчивое мировоззрение, социальные и нравственные убеждения, необходима высокая психологическая мобильность, гибкость, способность усваивать и перерабатывать новую информацию и создавать нечто

Формирование тех или иных качеств личности, установок, взглядов и убеждений особенно важно в подростковый период. В этом возрасте происходит социализация человека, осознание себя членом определенной культуры, политического строя. Поиск жизненных ценностей и ориентация на них в своих поступках, выработка в соответствии с ними личностных качеств определяет позицию ребенка в этом обществе.

Одним из факторов, влияющих на формирование современного подростка, наряду с семьей, обществом сверстников, средствами массовой коммуникации, является школа. Как справедливо замечает Д.И. Фельдштейн, «Исторически сложилось так, что основной акцент деятельности нашей школы сделан на обучении, приобретении знаний, а воспитание до сих пор выступает, по сути, побочным продуктом обучения. Это обусловлено многими причинами. Во-первых, общей ситуацией в обществе, когда социальное неравноправие, отчужденность от общественных ценностей, некритическое отношение к действительности стали нормой. Во-вторых, установками в области воспитания, когда формирование у учащихся чувства собственного достоинства, ощущение собственной значимости, по сути, подменялось воспитанием послушания. В-третьих, принципами и методами самого воспитательного процесса, где имеется отработанная система поощрений и наказаний, которая формирует не принципиальность, самостоятельность и ответственность, а приспособленчество». В учебных заведениях создаются такие условия, при которых от ребят требуют не проявления ответственности, а вырабатываются такие качества, как иждивенчество, пассивность, ребенок встает в позицию потребителя.

К сожалению, наша школа недостаточно хорошо готовит детей для реальной жизни. Они не включены в различные сферы деятельности общества, не вовлечены в обсуждение тех проблем, которыми живут взрослые: экологических, экономических, социально-политических.

Одним из вариантов изменения существующего в школе положения вещей может стать предоставление возможностей для воспитания самостоятельности, творческой инициативы и социальной ответственности, обеспечение самостоятельной творческой деятельности ребенка в школе, ориентирование его на эту деятельность и вне школы.

Для этого необходимо обратить внимание на осуществление социально-культурной деятельности в школе, поднять вопрос об оптимизации работы педагогов и социально-культурных специалистов и выработать новые или дополнить и пересмотреть старые методы обеспечения условий для полноценного творческого и интеллектуального развития детей, организации их качественного досуга в стенах школы.

Одним из лучших способов оптимизации социально – культурной деятельности в школе может стать применение игровых методик в процессе обучения и проведения досуга. Игра носит универсальный характер, она притягивает к себе людей практически всех возрастов и социального положения. Ее ценность заключается в том, что она представляет собой интегральную деятельность, в которой могут трансформироваться все формы человеческой активности – физической и интеллектуальной, творческой и репродуктивной. В игре формируются мыслительные и психологические структуры, соответствующие разноплановым задачам: коммуникативным, компенсаторным, оздоровительным, адаптационным, стратегическим. Значительные ресурсы в формировании личностных, характерологических и нравственных качеств молодежи заложены в игровом общении, которое является доминирующим элементом молодежной культуры. Игра может оказать значительное влияние на формирование навыков социокультурного творчества, способствуя максимальному самораскрытию молодого человека, вовлекая его в разнообразный и насыщенный мир общения и социокультурных импровизаций.

Объект исследования – социально-культурная деятельность.

Предмет исследования – использование игровых методик при осуществлении социально-культурной деятельности в школах г. Санкт - Петербурга.

Цель курсовой работы – проанализировать состояние социально-культурной деятельности в школьных образовательных учреждениях г. Санкт-Петербурга и выработать практические рекомендации по её усовершенствованию средствами игровых методик.

Задачи исследования:

рассмотреть цели современного школьного образования, в частности, школ г. Санкт-Петербурга;

проанализировать состояние социально-культурной деятельности в школах г. Санкт-Петербурга и выявить существующие проблемы;

изучить сущность игровых методик, их педагогический потенциал и возможности применения;

определить пути совершенствования социально-культурной деятельности в школах г. Санкт-Петербурга.

Гипотеза исследования – освобождение классного руководителя для надпредметной работы с детьми и выделение игровых методик в качестве основного средства этой работы может стать одним из способов удачного развития и совершенствования социально – культурной деятельности в школьных образовательных учреждениях, что приведет к более гармоничному и целостному развитию ребенка, формированию творческих и интеллектуальных качеств.

Степень разработанности проблемы:

Существенный вклад в разработку проблемы, в научное осмысление сути и природы социально-культурной деятельности Д.Н. Аля, А.П. Беляевой, С.Г. Вершловского, Д.М. Генкина, Т.Г. Киселёвой, Ю.Н. Кротовой, В.Т. Лисовского, Г.А. Неценко, Б.Д. Парыгина, М.М. Поплавского, Ш.З. Сантулова, Е.И Смирновой, Ю.А. Стрельцова, А.А. Сукало, Б.А. Титова, В.Е. Триодина, Г.И. Фроловой и др.

К изучаемой проблеме близки работы по саморазвитию и самореализации личности в сфере культуры и досуга (А.С. Каргин, Т.И. Бакланова), по прикладной культурологии (М.А. Ариарский).

Пособие Шашиной В.П. по методике игрового общения раскрывает многие его аспекты и является существенным вкладом в раскрытии этой темы.

Исследования названных авторов имеют большое значение для совершенствования теории и методики социально-культурной деятельности, но ещё ряд вопросов по этой теме остаются на стадии изучения.

Методы исследования:

теоретический анализ специальной литературы (педагогической, культурологической, методической, психологической);

изучение опыта деятельности социально-культурного учреждения на примере школ г. Санкт-Петербурга.

Практическая значимость – полученные исследовательские материалы могут быть использованы школьными работниками, педагогами и специалистами социально-культурной деятельности в качестве методических рекомендаций по усовершенствованию социально – культурной деятельности в школах г. Санкт-Петербурга.


Прочие статьи:

Определение сформированности творческого воображения младшего школьника
Для определения сформированности творческого воображения младших школьников нами были выделены критерии, рассмотренные Немовым Р.С.: 1. Скорость процессов воображения. 2. Необычность, оригинальность образов. 3. Богатство фантазии. 4. Глубина и проработанность (детализированность) образов. 5. Впечат ...

Решение задач эстетического воспитания и требования к развитию культуры личности к концу пребывания в дошкольном учреждении
Решение задач эстетического воспитания средствами природы требует целенаправленной деятельности педагога: наблюдение за объектами и явлениями природы, отражение полученных впечатлений в разных видах художественной деятельности: в рисовании, лепке, аппликации. Природа - это среда обитания человека, ...

Принцип сознательности и активности на уроках физической культуры в школе
Первенство в распространении принципа сознательности на обучение физическим упражнениям принадлежит П.Ф. Лесгафту. Он считал, что « .школа должна развить в ребёнке не только силы, но главным образом уменье управлять ими, уменье целесообразно применять их к деятельности». Поэтому « прежде всего, нео ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru