Обучение диалогической речи

Страница 1

Для учебного процесса диалогическая речь представляет гораздо больше трудностей, чем монологическая. Безусловно, многое зависит от ситуации, психологических особенностей учащихся, множества других факторов. В основе формирования диалога лежат трудности, обусловленные его характеристиками.

Е.Н. Соловова выделяет следующие характеристики диалога:

реактивность;

ситуативность.

Рассмотрим подробнее каждую из них и определим, как данная характеристика диалога предопределяет объективные и субъективные сложности для учителя и ученика.

а) Реактивность. Данная черта диалогической речи обуславливает объективные трудности овладения данной формой общения на иностранном языке для учащихся. В основе этих трудностей лежат следующие причины.

Реакция партнёра может быть совершенно непредсказуема, например он может неожиданно перевести тему, но не менее сложно, когда реакции со стороны партнёра нет вообще. В таких случаях необходимо изменить логику разговора, подключать разнообразные дискутивные приёмы для осуществления намеченной цели общения.

Не редки случаи, когда у учащихся нет необходимых социальных навыков диалогического общения не только на иностранном языке, но и на родном, следовательно, учитель иностранного языка должен уметь их формировать практически заново. Отсутствие этих навыков проявляется не столько в незнании лексики, грамматики и т.д., сколько в неумении входить в контакт с людьми.

В диалоге мы всегда зависим от партнёра. Помимо умения говорить, диалог предполагает умение аудировать. Здесь вступают в силу новые группы объективных трудностей, обусловленных индивидуальными особенностями речи говорящего. Для успешного ведения диалога учащимся необходимо овладеть определённым набором реплик реагирования, сформировать готовность к взаимодействию в неожиданных ситуациях, овладеть необходимыми компенсаторными технологиями.

б) Ситуативность. Речь не бывает вне ситуации. В диалоге именно ситуация определяет мотив говорения, который в свою очередь, является источником порождения речи. Учебные диалоги не всегда протекают по тем же законам, что и в реальном общении. Ситуативность как одна из характерных черт диалога предполагает, что успешность диалогического общения на уроке во многом зависит от заданной ситуации и понимания учащимися речевой задачи общения. В противном случае никакие опоры не помогут успешно выполнить задание.

Исходя из данных характеристик и основных черт диалога, можно сделать вывод о том, что диалогическая речь является очень сложным процессом. Помимо характеристик диалог еще имеет и свои разновидности.

При обучении диалогу обычно выделяются 2 разновидности: свободные и стандартные.

На вопрос о том, какие разновидности диалога наиболее часто встречаются в реальном общении, большинство людей называет свободные диалоги.

Что же такое свободные диалоги и бывают ли они вообще? Традиционно к свободным диалогам относятся беседы, дискуссии, интервью, т.е. те формы речевого взаимодействия, где изначально содержательные границы общения каждого из партнёров, а значит, и общая логика развития разговора жёстко не фиксируется социальными речевыми ролями. Однако, граница между свободными и стандартными диалогами в реальном общении очень подвижна. Эти разновидности диалогов могут легко трансформироваться в ходе развития речевого общения в зависимости от изменений речевой ситуации.

Благодаря данным разновидностям диалогов и их способности трансформироваться мы сможем в зависимости от ситуации выбрать более подходящую нам разновидность. Но и в том и в другом случае существуют различные пути обучения, таких как «сверху вниз» и «снизу вверх».

Страницы: 1 2


Прочие статьи:

Методологические основания и особенности трактовки детской природы в системе М. Монтессори
Значение среды в воспитании. Метод наблюдения, без сомнения, должен включать в себя и методическое наблюдение морфологического развития детей. Хотя этот элемент входит необходимой частью в состав метода, сам метод основан не на этом частном виде наблюдения. Метод наблюдения покоится на одном главно ...

Понятие открытой системы, ее свойства
В теории управления можно выделить три основных и наиболее общих подхода: функциональный, процессный, системный и ситуационный. Согласно функциональному (процессному) подходу управление образовательным учреждением есть совокупность управленческих функций. В рамках системного подхода (С.И. Архангель ...

Организация и проведение формирующего эксперимента по развитию креативности
Анализ и интерпретация результатов исследования Исходя из гипотезы исследования, в которой предполагается, что развивающая работа, направленная на развитие креативности учащихся начальной школы в ходе учебной деятельности будет более эффективной, если использовать комплекс мероприятий, куда входят: ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru