Для учебного процесса диалогическая речь представляет гораздо больше трудностей, чем монологическая. Безусловно, многое зависит от ситуации, психологических особенностей учащихся, множества других факторов. В основе формирования диалога лежат трудности, обусловленные его характеристиками.
Е.Н. Соловова выделяет следующие характеристики диалога:
реактивность;
ситуативность.
Рассмотрим подробнее каждую из них и определим, как данная характеристика диалога предопределяет объективные и субъективные сложности для учителя и ученика.
а) Реактивность. Данная черта диалогической речи обуславливает объективные трудности овладения данной формой общения на иностранном языке для учащихся. В основе этих трудностей лежат следующие причины.
Реакция партнёра может быть совершенно непредсказуема, например он может неожиданно перевести тему, но не менее сложно, когда реакции со стороны партнёра нет вообще. В таких случаях необходимо изменить логику разговора, подключать разнообразные дискутивные приёмы для осуществления намеченной цели общения.
Не редки случаи, когда у учащихся нет необходимых социальных навыков диалогического общения не только на иностранном языке, но и на родном, следовательно, учитель иностранного языка должен уметь их формировать практически заново. Отсутствие этих навыков проявляется не столько в незнании лексики, грамматики и т.д., сколько в неумении входить в контакт с людьми.
В диалоге мы всегда зависим от партнёра. Помимо умения говорить, диалог предполагает умение аудировать. Здесь вступают в силу новые группы объективных трудностей, обусловленных индивидуальными особенностями речи говорящего. Для успешного ведения диалога учащимся необходимо овладеть определённым набором реплик реагирования, сформировать готовность к взаимодействию в неожиданных ситуациях, овладеть необходимыми компенсаторными технологиями.
б) Ситуативность. Речь не бывает вне ситуации. В диалоге именно ситуация определяет мотив говорения, который в свою очередь, является источником порождения речи. Учебные диалоги не всегда протекают по тем же законам, что и в реальном общении. Ситуативность как одна из характерных черт диалога предполагает, что успешность диалогического общения на уроке во многом зависит от заданной ситуации и понимания учащимися речевой задачи общения. В противном случае никакие опоры не помогут успешно выполнить задание.
Исходя из данных характеристик и основных черт диалога, можно сделать вывод о том, что диалогическая речь является очень сложным процессом. Помимо характеристик диалог еще имеет и свои разновидности.
При обучении диалогу обычно выделяются 2 разновидности: свободные и стандартные.
На вопрос о том, какие разновидности диалога наиболее часто встречаются в реальном общении, большинство людей называет свободные диалоги.
Что же такое свободные диалоги и бывают ли они вообще? Традиционно к свободным диалогам относятся беседы, дискуссии, интервью, т.е. те формы речевого взаимодействия, где изначально содержательные границы общения каждого из партнёров, а значит, и общая логика развития разговора жёстко не фиксируется социальными речевыми ролями. Однако, граница между свободными и стандартными диалогами в реальном общении очень подвижна. Эти разновидности диалогов могут легко трансформироваться в ходе развития речевого общения в зависимости от изменений речевой ситуации.
Благодаря данным разновидностям диалогов и их способности трансформироваться мы сможем в зависимости от ситуации выбрать более подходящую нам разновидность. Но и в том и в другом случае существуют различные пути обучения, таких как «сверху вниз» и «снизу вверх».
Прочие статьи:
Влияние игрушки на
развитие ребенка
Ведущими же атрибутами детских игр являются игрушки различного вида, которые оказывают на него разноплановое, как позитивное, так и негативное, влияние.
Игра как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребенка, она способствует освоению им опыта человеческой ...
Понятия «сознательность учения» и «активность»
Сознательность учения – осознанное отношение к учению, реализуемое через осмысление собственных действий и их результатов в соответствии с цепями и мотивами учения. Сознательность учения характеризуется осознанием ответственности за учебные достижения, активностью и самостоятельностью при усвоении ...
Динамика мотивов при усвоении нравственных норм
Вначале ребенок совершает нравственные поступки ради одобрения взрослых. Само поведение еще не вызывает положительных переживаний. Но постепенно нравственный поступок сам по себе начинает радовать ребенка. В этом случае требования взрослых, усвоенные ребенком правила и нормы начинают выступать в ...