Характеристика различных видов компетенции

Основными видами компетенции являются: предметная, коммуникативная, деятельностная и развивающая. Рассмотрим подробную характеристику каждой из них.

Предметная компетенция в языковом образовании представляет собой знания, проблемные задачи и деятельность.

Знания являются традиционными элементами данной парадигмы. Проблемные задачи являются активно разрабатываемым компонентом формирования так называемого "творческого мышления". Целенаправленная и ответственная деятельность представляет собой инновационную область предметного образования.

Основными компонентами коммуникативной компетенции являются лингвистический (знание грамматики и лексики), дискурсивный (коммуникативное употребление языка), прагматический (достижение коммуникативной цели), стратегический (преодоление коммуникативных неудач) и социокультурный (владение нормами поведения). Нетрудно определить, что лингвистическая компетенция включает языковые знания учащихся, дискурсивная компетенция означает владение способами поведения в проблемных коммуникативных ситуациях, а деятельностная компетенция предполагает использование языка в реальных условиях продуктивной деятельности. Таким образом, коммуникативная компетенция параллельна по своей структуре компонентам предметной компетенции в овладении иностранным языком.

Все аспекты обучения иностранному языку и все сферы общения культуроносны и способствуют формированию социокультурной компетенции как составной части коммуникативной компетенции. Формирование социокултурной компетенции также призвано выполнить важную психологическую функцию разрушения стереотипов в отношении представителей другой национальности, что поможет адекватно реагировать на поведение носителей языка. В этом путь осуществления диалга культур, обладающий большими возможностями для создания условий развития личности студента, для его приобщения к культуре другого народа и общечеловеческим ценностям.

Основы деятельностной компетенции закладываются в школе. Данный вид компетенции означает больше, чем предметная компетенция в иностранном языке. Он предполагает наличие опыта, владение эффективными стратегиями планирования, способами достижения целей и постоянный личностный рост за счет индивидуальных резервов. Деятельностная компетенция включает в себя следующие компоненты: планирование, достижение, развитие.

Эффективная организация деятельности включает способность видеть проблему, планировать цель и пути достижения желаемого результата. Достижение цели связано со способностью принимать решения, находить решения возникающим проблемам и преодолевать препятствия. Развитие невозможно без рефлексии результатов, отбора успешного опыта и анализа причин неудач. Развитие личности также включает овладение необходимыми нравственными нормами, рост собственного личностного потенциала, формирование умений социального взаимодействия с партнерами.

Развивающая компетенция является решающим условием, при котором уровень компетенции неуклонно растет и всегда соответствует актуальным задачам. Развивающая компетенция включает следующие компоненты: внутриличностный, межличностный социальный. Внутриличностный компонент развивающей компетенции включает осознание всех сильных и слабых сторон с целью дальнейшего повышения своих возможностей и личностного роста. Межличностный компонент означает способность к эффективному взаимодействию с другими участниками деятельности и умелому лидерству, включая распределение лидирующих ролей и функций в команде. Социальный компонент предполагает активное участие в усвоении и создании социальных норм деятельности и ценностных норм ориентаций в поведении, знание принятых в обществе и глобальном пространстве "правил социальной игры".

Компетентность есть комплексный личностный ресурс, обеспечивающий возможность эффективного взаимодействия с окружающим миром с помощью соответствующих компетенций. Компетентностный подход открывает возможности для более качественной подготовки учащихся к реальной жизни, включая знание предмета, осуществление продуктивной деятельности и актуализации своих личностных ресурсов.


Прочие статьи:

Характеристика цифровой отметки и словесной оценки
Нельзя не признать, что оценивание на основе анализа текущих и итоговых оценок остается пока наиболее продуктивной формой. Вместе с тем следует обратить внимание на ее существенные недостатки: недооценку оценочных суждений учителя; увлечение "процентоманией" субъективность выставляемы ...

Краткая биографическая справка о М. Монтессори
31 августа 1870 года в маленьком итальянском городе Кьярвалле в семье высокопоставленного государственного чиновника Алессандро Монтессори и Ренильде Стопани родилась долгожданная дочь. Ее назвали Марией. Ее отец был высокопоставленным госудаpственным чиновником, а мать пpоисходила из стаpейшего ...

Организация занятий по курсу цветоведение
План теоретического занятия №4 Тема: Цвет и гармоничные сочетания цветов. Цель: познакомить учащихся с понятием гармония, ее закономерностями. Задачи: Образовательные - дать понятие гармония, цветовая гармония; Определить признаки гармонии, познакомиться с классификацией гармонии; научиться п ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru