Формирование психологической готовности к спортивной деятельности у младших школьников

Новая педагогика » Исследование влияния мотивации на результаты спортивной деятельности у младшего школьника » Формирование психологической готовности к спортивной деятельности у младших школьников

Страница 1

Факторы деятельности учащихся, связанные со спортивной и учебной мотивацией:

Факторы, способствующие повышению активности на уроках физической культуры:

Структура, содержание и развивающие возможности спорта. Спортивные тренировки и соревнования успешно ведут за собой развитие личности, если они целенаправленно способствуют этому процессу, создают необходимые для него внешние и внутренние условия. В этой связи необходимо различать понятия «развитие» и «факторы развития».

М.В. Антропова, Д.А. Фарбер, В.А. Сальников: «развитие» в самом широком смысле слова – «процесс количественных и качественных изменений, происходящих в организме человека, приводящих к повышению уровня сложности организации и взаимодействия всех его систем».

«Факторы развития» – это совокупность специфических свойств конкретного вида социальной деятельности и присущих ему систем обучения и воспитания индивида.

Факторы развития могут способствовать или препятствовать развитию, ускорять или, напротив, замедлять этот процесс. Именно с этой точки зрения важно рассмотреть структуру и содержание спортивной деятельности.

Основу такого многообразного феномена как спорт составляет специфический вид специально организованной деятельности, направленный на выявление предельных возможностей человека. Данный вид деятельности обладает специфической структурой, каждый элемент которой закономерно предъявляет занимающимся спортом ряд требований. Как подчёркивают А.В. Родионов, Н.Б. Стамбулова овладение спортивной деятельностью связано с освоением её психологической структуры.

Основным направлением анализа предметного содержания спортивной деятельности является выявление «её потребностей – мотивов, в вычленении входящих в неё задач и действий – операций. Целостная деятельность соотносится с понятиями потребности – мотивы; действие – с понятием цели, операция – с понятием условий; с понятием задачи соотносится связь данного действия с реализующими его конкретными операциями».

С.Д. Неверкович считает, что важнейшим этапом анализа деятельности, является выявление тех процессов, благодаря которым реализуется их предметное содержание. Необходимо изучить процессы возникновения самих потребностей и их превращения в мотивы. С появлением мотивов деятельность человека получает чёткую направленность. Затем необходимо выделить и изучить механизмы самого целеполагания, процессы определения субъектом системы целей и постановки ряда задач.

Е.В. Антипова, К.Ю. Задворнов считают, что в основе возникновения потребности в спортивной деятельности лежит интерес к физкультурно-оздоровительным, спортивно – развлекательным, познавательным, эмоциональным, социально-статусным ценностям спорта. Н.Б. Стамбулова отмечает, что выбор спортивной деятельности зачастую происходит спонтанно и является способом удовлетворения сначала только одной, а затем – целого комплекса потребностей. Г.Д. Горбунов включает в этот комплекс следующие потребности: потребность в деятельности, активности, потребность в движении, потребность в реализации рефлексов цели и свободы, потребность в соперничестве, соревновании, самоутверждении, потребность быть в группе, общаться, потребность в новых впечатлениях.

Если потребность является источником активности, то мотивы придают этой активности определённое направление и удерживают человека в рамках данного пути. Для спортивной деятельности характерно большое разнообразие мотивов и их изменчивость в зависимости от этапа спортивной карьеры. Существуют различные подходы к классификации мотивов, свой вариант предлагает Н.Б. Стамбулова:

Классификация мотивов спортивной деятельности:

по направленности на процесс или результат деятельности;

по степени устойчивости;

по связям с целями спортивной деятельности;

по месту в системе;

«Другие Я»;

по доминирующей установке.

А также:

процессуальные мотивы (интерес, удовольствие и др.);

результативные мотивы (ожидание награды, позитивные соц. последствия победы и т.д.);

ситуативные (кратковременные, проходящие);

устойчивые (долговременные, часто многолетние);

смыслообразующие (прямо связанные с целью);

Страницы: 1 2 3 4 5


Прочие статьи:

Организация учебного проекта с использованием информационных и коммуникационных технологий в 3 классе
После того, как мы выявили уровень умений учащихся в области владения компьютером, нами было разработано содержание работы над учебным проектом с использованием информационных и коммуникационных технологий. Цель формирующего эксперимента: апробировать систему уроков по работе над учебным проектом, ...

Анализ передового опыта учителей России по развитию творческого воображения
Задача развития воображения очень сложна, так как осуществить ее можно только в творческой деятельности. По замечанию Л.С. Выготского «Педагогика творчества сама должна быть творческой» . Учитель должен быть сам творческой личностью. Обучение творчеству возможно только в совместные деятельности взр ...

Современные представления о задержке психического развития
Задержка психического развития (ЗПР) - это психолого-педагогическое определение для наиболее встречающейся патологии в психофизическом развитии детей старшего дошкольного возраста. (Г.В. Фадина ). Задержка психического развития характеризуется неравномерным формированием процессов познавательной де ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru