Формирование психологической готовности к спортивной деятельности у младших школьников

Новая педагогика » Исследование влияния мотивации на результаты спортивной деятельности у младшего школьника » Формирование психологической готовности к спортивной деятельности у младших школьников

Страница 2

стимулы (побуждающие к деятельности, например, материальные стимулы);

индивидуальные (мотивы личного самоутверждения);

групповые (патриотизм всех уровней, мотивы честной соревновательной борьбы и др.);

мотивация достижения успеха (преобладание мотивов на успех, победу, даже путём риска);

мотивация избегания неудачи.

Классификация спортивных мотивов. Г.Д. Горбунов выделил следующие варианты классификации:

1. По срокам поставленных целей:

самые высокие (далекие);

перспективные (год);

промежуточные (сезон соревнований);

ближайшие (в течение месяца, недели);

рабочие (на конкретном занятии).

2. По методам формирования и поддержания установки на достижение успеха:

развитие здорового спортивного честолюбия;

развитие максималистских установок;

афиширование успехов в печати, на телевидении.

3. По видам возможных поощрений:

сборы, соревнования, поездки;

грамоты, значки, звания;

призы, спортивная форма, питание;

улучшение жилищных условий;

материальная помощь.

4. По видам совместных мероприятий для развития традиций команды:

контакты, встречи вне тренировок;

разучивание и использование песен, речевок и ритуалов;

принятие коллективных решений.

5. По способам придания эмоциональности тренировочным занятиям:

спарринг;

игры;

музыка;

методическое разнообразие.

6. По особенностям, присущим личности тренера:

оптимизм;

энтузиазм;

умение общаться в быту, в трудных условиях, во время тренировок, соревнований;

умение подавать положительный пример;

вера в учеников;

требовательно-уважительное отношение к воспитанникам.

Изучение особенности мотивации представителей различных видов спорта показало, что наибольшей силой мотива обладают представители видов спорта циклического характера, требующих преимущественного проявления выносливости. В играх и единоборствах мотивация достижений не так сильно выражена, с ростом квалификации спортсмена она как бы адаптируется к условиям деятельности. Плавание как раз таки является удобным инструментом по развитию выносливости, так как мотивация достижения ярко выражена, здесь можно поставить любую цель и идти к ней.

А.В. Родионов отмечает, что «мотивация имеет сложную структуру и связана с самыми различными чертами личности» .

Многолетний мониторинг мотивации элитных спортсменов обнаружил, что для них значимыми являются: динамизм развития вида спорта, устойчивость социальной позиции в элитной команде, соблюдение правил честной спортивной борьбы при отборе в элитные команды и на престижные соревнования, характер межличностного общения в среде элитарных спортсменов и с представителями СМИ.

Способами спортивной деятельности являются физические упражнения – тренировочные и соревновательные. Их использование зависит от целей и от условий деятельности. Как правило, выделяются объективные и субъективные условия спортивной деятельности. К объективным условиям деятельности автор относит: общие требования спортивной деятельности, специфические требования вида спорта, а также конкретные условия спортивной карьеры и жизни спортсмена (материальную базу для тренировок, качество инвентаря, квалификацию тренера и используемые им технологии обучения и воспитания и т.п.). К субъективным условиям спортивной деятельности – природные задатки, развитые в специализированном направлении психические процессы, состояния, а также спортивно – важные психические свойства (черты спортивного характера, специальные способности) и опыт спортсмена, воплощённый в знаниях, умениях и навыках.

Факторы, влияющие на формирование устойчивой мотивации к учебной деятельности.

Активность учащихся зависит от многих факторов, основными из них являются: правильная постановка задач урока, создание положительного эмоционального фона, оптимальная загруженность школьников на уроке.

Создание положительного эмоционального фона имеет исключительное значение на уроках, в том числе и на уроках физической культуры. Как правило, он формируется у школьников еще до начала урока и должен сохраняться на всем его протяжении. Однако эмоциональный фон может меняться по ходу занятия. Это зависит от самочувствия учеников, их интереса к физической культуре как к предмету, к физическим упражнениям, конкретному уроку или личности учителя, от оценок их деятельности, настроя, поведения и самочувствия учителя.

Страницы: 1 2 3 4 5


Прочие статьи:

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru