Развитие музыкальных способностей как научно-теоретическая проблема

Новая педагогика » Развитие музыкальных способностей с использованием музыкально-компьютерных технологий » Развитие музыкальных способностей как научно-теоретическая проблема

Страница 4

Музыкально-ритмическое чувство, т.е. способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его. В раннем возрасте музыкально-ритмическое чувство проявляется в том, что слышание музыки совершенно непосредственно сопровождается теми или другими двигательными реакциями, более или менее точно передающими ритм музыки. Это чувство лежит в основе всех тех проявлений музыкальности, которые связаны с восприятием и воспроизведением временного хода музыкального движения. Наряду с ладовым чувством оно образует основу эмоциональной отзывчивости на музыку.

Н.А. Ветлугина называет в качестве основных музыкальных способностей две: ладовысотный слух и чувство ритма. В таком подходе подчеркивается неразрывная связь эмоционального (ладовое чувство) и слухового (музыкально-слуховые представления) компонентов музыкального слуха. Объединение двух способностей (двух компонентов музыкального слуха) в одну (ладовысотный слух) указывает на необходимость развития музыкального слуха во взаимосвязи его эмоциональной и слуховой основ.

Б. Теплов указывает, что комплекс способностей, требующихся для занятий музыкальной деятельностью (музыкальность) не исчерпывается тремя способностями, но составляют основное ядро музыкальности. Музыкальность человека зависит от его врожденных индивидуальных задатков, но она есть результат развития, результат воспитания и обучения.

Таким образом, музыкальные способности развиваются в практической деятельности, в доступных детям дошкольного возраста музыкальных видах деятельности. Развитие музыкальных способностей - одна из главных задач музыкального воспитания детей. Кардинальный для педагогики является вопрос о природе музыкальных способностей: представляют ли они собой врожденные свойства человека или развиваются в результате воздействия окружающей среды обучения и воспитания. На разных исторических этапах становления музыкальной психологии и педагогики, и в настоящее время в разработке теоретических, а, следовательно, и практических аспектов проблемы развития музыкальных способностей существуют различные подходы.

Б.М. Теплов в своих работах дал глубокий всесторонний анализ проблемы развития музыкальных способностей. Он четко определил свою позицию в вопросе о врожденности музыкальных способностей. Музыкальные способности, необходимые для успешного осуществления музыкальной деятельности, по мнению Теплова, объединяются в понятие "музыкальность". А музыкальность, это "комплекс способностей, требующихся для занятий именно музыкальной деятельности в отличие от всякой другой, но в тоже время связанных с любым видом музыкальной деятельности".

Страницы: 1 2 3 4 


Прочие статьи:

Существенные признаки вертикали школьных учебников
Методологическое единство и целостность содержательной предметной линии обеспечивается наличием общего научного редактора серии. Основой формирования единой вертикали школьных учебников может служить образовательная программа. Издательство “Просвещение” ежегодно готовит обновленные сборники образ ...

Комплекс упражнений для формирования экономической культуры старшеклассников
Для формирования экономической культуры старшеклассников необходимо использовать не только тексты экономической направленности, но и упражнения, сопровождающие их. Нами был создан экономический блок уроков, который состоит из 5 уроков. Ознакомление школьников с пословицами изучаемого языка являет ...

Технология опыта
Основания для проектирования предметно-развивающей среды ДОУ Предметно-пространственная среда проектируется на основе: -реализуемой в детском саду образовательной программы; -требований нормативных документов; -материальных и архитектурно-пространственных условий (наличие нескольких помещений, ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru