Наряду с традиционными музыкальными инструментами, на которые ориентировано обучение музыке, все большее распространение получают музыкально-компьютерные технологии (МКТ), обладающие широким спектром возможностей. Музыкальный компьютер становится незаменимым в деятельности композитора, аранжировщика, музыкального оформителя, музыкального редактора и все шире применяется в преподавательской деятельности. Данные технологии открывают новые возможности для творческого эксперимента, расширения музыкального кругозора, художественного тезауруса обучаемых, и это делает обучение владению ими особенно актуальным. В свою очередь включение музыкального образования в систему общего образования, появление школ нового типа (музыкальные лицеи, ДМШ, ДШИ, школы с углубленным изучением музыкальных дисциплин, ДДЮТ, Дома творчества и др.) порождает свои проблемы и в музыкальной педагогике, что обусловливает поиск новых подходов в этой области. Новые информационные технологии, ориентированные на современное музыкальное образование, создают условия для подготовки музыкального деятеля, владеющего кроме традиционных музыкальных дисциплин музыкальным компьютером как новым музыкальным инструментом.
Важнейшими сферами приложения и развития МКТ сегодня являются:
МКТ в профессиональном музыкальном образовании (как средство для расширения творческих возможностей);
МКТ в общем образовании (как одно из средств обучения);
МКТ как средство реабилитации людей с ограниченными возможностями;
МКТ как раздел дисциплины "Информатика", "Информационные технологии";
МКТ как новое направление в образовании специалистов технического профиля, связанное, в частности, с моделированием элементов музыкального творчества, звукотембральным программированием, что обусловливает возникновение новых творческих технических специальностей.
Программное обеспечение музыкально-компьютерного образовательного комплекса. Среди множества музыкальных компьютерных программ, ориентированных на разные виды деятельности, первое место по количеству, разнообразию и популярности у профессиональных музыкантов (а в последнее время - и любителей!) занимают программы для музыкального творчества: создания и аранжировки произведений. Собственно образовательные программы составляют лишь небольшую часть. При разработке компьютерных музыкальных обучающих систем решается комплекс педагогических, психологических и технических проблем. Основными являются следующие задачи:
поддержка учебного процесса с использованием компьютерных технологий в качестве инструментальных средств обучения на музыкально-теоретических специальностях (тренажеры, обучающие программы и т.д.);
компьютерные технологии в качестве средства контроля за качеством музыкального образования (системы автоматизированного тестирования качества на основе государственных стандартов, дополнительных стандартов вуза или другого учебного заведения, или их групп, системы вычисления и анализа показателей качества, системы вычисления рейтинга учащихся и другие системы);
поддержка учебно-музыкальной деятельности путем создания автоматизированных рабочих мест;
поддержка исследовательской музыкальной деятельности путем организации информационного взаимодействия с внешней научной средой;
развитие перспективных информационных технологий в виде систем дистанционного обучения.
Музыкальные обучающие программы последнего поколения, как правило,
включают несколько модулей, соответствующих следующим направлениям в образовательном процессе:
Получение теоретических знаний. Для обеспечения усвоения учащимися
закономерностей и правил построения музыкальных произведений программы
содержат игровые и учебные разделы, в которых объясняются многие музыкальные термины, элементы музыкальной грамоты и теории музыки, тестовые задания на определения нот, аккордов и т.д.;
Навыки игры на инструменте. Программное обеспечение для овладения каким-либо музыкальным инструментом до определенного уровня (наиболее популярный вид - гитара, фортепиано, синтезатор). Разучивание нескольких конкретных пьес разных стилей;
Развитие слуха. Разновидности слухового диктанта, позволяющего тренироваться в определении нот, интервалов, гамм и т.д., и упражнения с графической фиксацией высоты тона для контроля чистоты вокальной интонации;
Музыкальная литература. Иллюстрированные справочники, содержащие звуковые файлы музыкальных произведений, краткие биографии соответствующих композиторов и музыкантов, небольшую викторину, основанную на этом материале;
Прочие статьи:
Закономерности построения однотоновых гармоний
Итак, мы перебрали все возможные комбинации контрастирующих цветов. Теперь обратимся к двум типам схем, где используются родственные цвета - монохроматической и сходственной. Основу однотоновых (монохромных) гармонических сочетаний цветов составляет один цветовой тон, который присутствует в каждом ...
Особенности математического мышления младших школьников
Изучение мышления школьников приобрело в последнее время особую остроту. Но наибольшее внимание практиков и теоретиков обучения обращено к проблеме развития логического мышления. Вопросы умственных (вообще интеллектуальных) возможностей детей школьного возраста никогда ранее не разрабатывались так ...
Рок как музыкальное направление. Историческая
справка
Английское слово "рок" (rock) впервые приобрело свой современный смысл в термине "рок-н-ролл", введенном в обиход с 1951 года для обозначения быстро набиравшего популярность "ритм-энд-блюза" комментатором музыкальных программ из Кливленда Аланом Фридом. В различных ко ...