Чтение как вид деятельности

Чтение относится к одному из видов человеческой деятельности, причем деятельности творческой. «Труд читателя» вызван потребностями личности, имеет свои мотивы и цели, средства и операции; он направлен на определенный предмет и устремлен к результату.

Цели читателя зависят и от его возраста, и от уровня его общей и профессиональной культуры, обусловлены конкретной ситуацией. Так, например, учитель обращается к книге и для того, чтобы вспомнить текст изучаемого литературного произведения, проанализировать его и подготовиться к уроку, найти новую информацию, необходимую для подготовки и успешного выполнения своей профессиональной деятельности, но в свободное время он обращается к книге для того, чтобы получить эстетическое удовольствие, испытать разнообразные эмоции, переживая вместе с героями литературного произведения жизненные коллизии и за самих героев, открыть для себя нового писателя или еще раз побеседовать со старыми знакомыми – любыми авторами.

Потребность в чтении формируется постепенно и связана как с эмоциональным, эстетическим воздействием литературы как искусства, так и с ее информационным потенциалом – возможностями открытия новых для читателя миров, жизненных ситуаций, размышлений.

Наши потребности претворяются в мотивы читательской деятельности: социальные (извлечение информации, необходимой для деятельности, направленной на развитие общества) и личностные (собственной развитие, эстетическое переживание). Научные мотивы (получение новых знаний) могут быть как социальными, обусловленными запросами общества, так и личностными (подтверждение своей научной компетентности, стремление

Предметом чтения становится книга, письменная речь, овеществленная в виде текста.

Средствами осуществления цели являются, во-первых, навык чтения (техническая сторона процесса чтения) и, во-вторых, система умений, необходимых для полноценного восприятия и осмысления прочитанного.

Операции читательской деятельности – это приемы, которыми пользуется читатель для извлечения смысла текста.

Чтение – это не только вид деятельности человека, но и сложный психический процесс, для которого характерны две взаимосвязанные стороны:

1) техническая – движение глаз и речезвукодвигательные процессы;

2) мыслительная – восприятие и понимание прочитанного, т.е. движение чувств и мыслей читателя.

В методике преподавания литературы под процессом чтения понимают процесс восприятия словесного произведения, который может быть представлен в виде схемы: зрительное восприятие текста как набора буквенных символов – перекодировка символов (букв) в звуки и произнесение слов – психическое восприятие слов (понимание их значения, воссоздание образов, понятий и содержания текста) – осмысление читаемого (постижение смысла).

Очевидно, что деятельность читателя напрямую зависит как от специфики текста, художественного или научного, так и от целей, которые читатель ставит перед собой.


Прочие статьи:

Существенные признаки вертикали школьных учебников
Методологическое единство и целостность содержательной предметной линии обеспечивается наличием общего научного редактора серии. Основой формирования единой вертикали школьных учебников может служить образовательная программа. Издательство “Просвещение” ежегодно готовит обновленные сборники образ ...

Виды грамматических навыков
Методисты выделяют два вида грамматических навыков: рецептивные и продуктивные, исходя из видов речевой деятельности. Под продуктивными грамматическими навыками понимается способность говорящего выбрать модель, адекватную речевой задаче, и оформить ее соответственно нормам данного языка. Под рецеп ...

Организация исследования и характеристика обследованных детей
Исследование проводилось в 2009 г. в группе детского сада при общеобразовательной школе №… VII вида Красносельского района Санкт-Петербурга и в ГДОУ №… в 1-ой половине дня. В эксперименте приняли участие 30 детей в возрасте 6 лет – 6 лет 8 мес., которые были разделены на две группы. В первую (эк ...

Меню сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru