Подходы к обучению школьников основам программирования на уроках информатики

Новая педагогика » Развитие умений программирования c использованием пакета Maple при обучении информатике на профильном уровне » Подходы к обучению школьников основам программирования на уроках информатики

Страница 1

Курс информатики в системе школьного образования с каждым днём становится всё важнее за счёт повсеместной компьютеризации и необходимости компьютерной грамотности учащихся, так как в дальнейшем это будет компьютерная грамотность общества. Подходов к преподаванию информационных технологий в школе существует несколько и они различны.

Знания компьютера способствуют развитию и реализации творческого потенциала обучаемого, обеспечивают качественно новый уровень его интеллектуальной и эмоционально-нравственной культуры, создают внутреннюю потребность в саморазвитии и самообразовании, способствуют адаптации личности в быстро изменяющихся социально-экономических и информационно-технологических условиях.

За годы становления и совершенствования школьные курсы информатики существенно изменялись. С учетом того, какую роль эта дисциплина играла в обучении, в развитии методических систем можно выделить как минимум шесть достаточно четко определяемых этапов.

Первый этап начался с конца 50-х гг. XX века и продолжался до 1985 г., его можно назвать подготовительным. На этом этапе имело место экспериментальное обучение школьников основам программирования и элементам кибернетики, которое навсегда связано с именами известных ученых А.П. Ершова и С.И. Шварцбурда, В.С. Леднева и А.А. Кузнецова, внесшим вклад в создание основ общеобразовательной подготовки учащихся средней школы. В процессе длительной теоретической и практической работы ученые обосновали общеобразовательную и мировоззренческую значимость изучения информационного единства мира и основ алгоритмизации для школьников. Вопрос необходимости включения информатики в содержание общего среднего образования был поднят именно тогда.

Включение в содержание обучения информатике вопросов, связанных с информацией и информационными процессами (управлением, хранением, передачей, преобразованием, представлением, кодированием информации), моделью и системой, алгоритмами и логическими преобразователями информации создали предпосылки для формирования фундаментальных компонентов общеобразовательного школьного курса информатики.

В то время были сформулированы актуальные и поныне основные общеобразовательные умения в области информатики, которые необходимы каждому человеку и, следовательно, должны быть заложены на этапе обучения в школе. Вот они.

Умение планировать структуру действий для достижения заданной цели при помощи фиксированного набора средств.

Умение организовывать поиск информации, необходимой для решения поставленной задачи.

Умение строить информационные модели для описания объектов и систем.

Умение взаимодействовать с компьютерной техникой при решении задач из различных областей деятельности человека.

Второй этап длился с 1985 г. до конца 80-х гг. ХХ века. Характеризовался он реализацией в школах практически буквально трактуемого тезиса А.П. Ершова "Программирование — вторая грамотность".

Андрей Петрович Ершов (1931–1988) – советский учёный, один из пионеров теоретического и системного программирования, создатель Сибирской школы информатики, академик АН СССР. Его работы оказали огромное влияние на формирование и развитие вычислительной техники не только в СССР, но и во всём мире. А.П. Ершов – один из пионеров российской корпусной лингвистики; по его инициативе начал создаваться Машинный фонд русского языка при Институте русского языка АН СССР. Окончил МГУ им. М.В. Ломоносова в 1954 году.

До начала 50-х гг. не существовало специальности "программист". Ершову повезло: он оказался одним из первых программистов, имевших специальное образование. После окончания аспирантуры механико-математического факультета в 1957 году возглавил отдел теоретического программирования Вычислительного центра АН СССР).

В 1985 - 1986 учебном году для обучения старшеклассников был введен обязательный учебный предмет "Основы информатики и вычислительной техники" (ОИВТ). Для этого в сжатые сроки под руководством А.П. Ершова были подготовлены программа, пробное учебное пособие для учащихся, методические рекомендации для учителей, проведена интенсивная курсовая подготовка педагогов, в основном учителей математики и физики.

На практике преподавание школьной информатики резко отличалась от представлений научного сообщества об этом учебном предмете. В основном это произошло из-за недостаточной научно-методической подготовки учителей к преподаванию основ информатики, плохой обеспеченности школ вычислительной техникой и возможностью взаимодействовать с этой техникой только с помощью языка программирования.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Прочие статьи:

Генеалогия – наука о родословной
Практика показывает, что люди к 30-40 годам жизни начинают непроизвольно интересоваться своими корнями, но у них до этого то не доходят руки, то нет времени, то нужных источников, да мало ли причин найдётся человеческому бездействию. Изучать историю своего рода они будут с большим интересом, потом ...

Понятие лексикона и его организация
Существуют различные подходы к определению лексикона. Динамика подходов к определению лексикона индивида в значительной мере соотносится с общими тенденциями развития психолингвистики и других наук о человеке. В психолингвистических работах 60-60-х годов ХХ века на развитие представлений о лексик ...

Классификация упражнений
В теории методики преподавания иностранных языков и культур классификация упражнений проводилась на основе самых разных критериев: а) на основе учета процессов памяти, узнавания, осмысления и воспроизведения языкового материала; б) на основе различения языка и речи; в) на основе этапов процесса ов ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru