Подходы к обучению школьников основам программирования на уроках информатики

Новая педагогика » Развитие умений программирования c использованием пакета Maple при обучении информатике на профильном уровне » Подходы к обучению школьников основам программирования на уроках информатики

Страница 2

По мере оснащения школ компьютерами и накопления опыта их систематического использования учащимися на уроках формировались различные подходы к преподаванию основ информатики. Вслед за первым учебником А.П. Ершова коллективами авторов под руководством А.Г. Гейна, В.А. Каймина и А.Г. Кушниренко были выпущенные три альтернативных учебника ОИВТ, в которых основной акцент также делался на обучении основам алгоритмизации и программирования. Не смотря на то, что учёные были уверены в большем потенциале информационных технологий и информатики как предмета на тот момент, серьёзных шагов вперёд информатика не сделала.

Третий этап, относящийся к первой половине 90-х гг., связан с понятием "компьютерная грамотность школьника". В этом случае содержание обучения информатике компоновалось с учетом нацеленности на формирование у школьников представления о возможностях применения компьютера и умений взаимодействовать с ним при решении задач из различных предметных областей. Школьникам давались знания о принципах работы компьютера и прививалось умение составлять несложные компьютерные программы.

В базисном учебном плане школьная информатика сменила свое название с ОИВТ на "Информатику". В этот период школы страны начинают оснащаться компьютерами, а также программными средствами, необходимыми для изучения разделов школьной информатики. Начинается активное обучение учащихся информационным технологиям.

Авторы трактовали в тот момент курс школьной информатики совершенно по-разному, и часто случалось так, что люди, писавшие авторские курсы по информационным технологиям для преподавания в школах, не имели при этом высшего педагогического образования. А значит, не всегда могли оставить курс так, чтобы он был понятен школьнику, интересен. Самым же важным является то, что грамотно сформулированный курс для преподавания в школах может легко запомнить любой ученик, в тех же пособиях, что писались не педагогами, но теоретиками информационных технологий, можно было очень легко запутаться.

Кроме того, школьный курс не позволял сформировать необходимые современному человеку знания и умения в области информатики в значительной степени из-за общего состояния процесса информатизации общества и образования, недостаточной развитости материально-технической базы в стране. Становилось понятно, что если продолжать выдавать желаемое за действительное, то школьный курс информатики как общеобразовательная дисциплина окончательно себя дискредитирует.

Смещение акцента в содержании школьной информатики с обучения программированию на обучение информационным технологиям привело к дальнейшему вытеснению фундаментальных основ информатики и замены их прикладными аспектами оперирования с компьютерами и программным обеспечением. Как показал последующий опыт, такой подход не только не оправдал себя, но и поставил под сомнение необходимость существования школьной информатики как самостоятельного учебного предмета.

Информатику не понимали, как общеобразовательную дисциплину. Мало кто видел её истинную пользу дл развития учащихся.

Тенденция к отказу от ее изучения была связана с экономическими проблемами в стране. Программы по обеспечению школ компьютерами не выполнялись, а квалифицированных кадров в области школьной информатики и информатизации образования не хватало.

В дальнейшем процесс ослабления общеобразовательной значимости курса породил тенденцию к исключению информатики из учебных планов образовательных учреждений за счет интеграции информатики с математикой, а также включение ее в образовательную область "Технология". Для ученых-педагогов стало очевидным, что эксплуатация только идей алгоритмизации и программирования, а также "погружение" в область информационных технологий являются малоперспективными. Углубление лишь технологической и прикладной направленности обучения не может быть бесконечным, поскольку неизбежно наталкивается на естественные ограничения, обусловленные отсутствием или недостаточностью фундаментальной базы. Необходимо было переосмыслить общеобразовательную роль школьной информатики как части фундаментального образования.

Научный поиск был продолжен в направлении, которое в 60-х гг. было связано с обучением школьников элементам кибернетики. В дальнейшем именно такое решение позволило обеспечить развитие фундаментальной составляющей общеобразовательного курса информатики.

В этот период был поднят вопрос о том, что обучения информатике только старшеклассников не достаточно. Специалисты в этой области обосновали необходимость снижения возраста учащихся, начинающих изучать информатику. Информатика как учебный предмет в старших классах "опоздала" с формированием логико-алгоритмического стиля мышления, умений эффективно использовать компьютер. Обучение же информатике начиная с младшей школы, по мнению теоретиков-педагогов, позволило бы систематически использовать приобретенные учащимися общеобразовательные знания и умения при изучении всех школьных предметов, активнее развивать познавательные способности учащихся, формировать конструкторские и исследовательские умения активного творчества с использованием информационных технологий. Наметился переход к формированию системы непрерывного образования в области информатики.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Прочие статьи:

Формирование ценностей ориентаций у подростков в системе деятельности классного руководителя
В Федеральной программе развития образования воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития и духовно-ценностной ориентации обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей. Сегодня ...

Последующее развитие устного метода и превращение его в планомерную систему
В опубликованных работах Гейнике содержится весьма мало сведений о методических и дидактических приемах работы по формированию словесной речи. В них имеются лишь отрывочные ссылки на практическую работу и нет завершенной картины описания его метода. От детально разработанного учебного процесса сохр ...

Домашнее задание как форма самостоятельной работы
Каждому человеку необходимо уметь самостоятельно приобретать знания, овладевать умениями, применять их в жизни. Выполнение домашнего задания и есть, по сути, индивидуальная самообразовательная работа. Очень важно, чтобы каждый ученик имел такую практику учебного труда, когда он сам должен преодолев ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru