Изучение и анализ современных исследований по проблеме

Новая педагогика » Психологическая готовность ребёнка к школе » Изучение и анализ современных исследований по проблеме

Страница 1

Для успешного развития интеллектуально-познавательной готовности к школе необходимо развитие высших психических процессов: сенсорное развитие (восприятие), внимание, память, мышление, воображение.

Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внеш­них свойствах предметов: их форме, цвете, величи­не, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.д. С развитием сенсорики (от лат. sensus — ощущения) у ребенка появляется возможность овладения эстетическими ценностями. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание, поэтому сенсорные спо­собности составляют фундамент умственного разви­тия ребенка.

Проблема восприятия широко изучалась как в зарубежной, так и в отечественной психологии. За рубежом особое внимание уделяли изучению восприятия и его развитию представители ассоциативной психологии( Д.Селли), гельштатпсихологии (К. Коффка, Г. Фолькельт) и функциональной психологии (К. Бюлер, Ж. Пиаже). Принципиально иной научный подход к проблеме восприятия имеет место у отечественных психологов (Е.Н.Соколов, М.Д.Дворяшина, Н.А.Кудрявцева, Н.П. Сорокун, П.А. Шеварев, Р.И. Говорова и др). Их исследования направлены на то, чтобы раскрыть основные закономерности отображения действительности, проанализировать особенности восприятия у детей дошкольного возраста. Они говорят, что сенсорные способности - это функциональные возможности организма, обеспечивающие ощущение и восприятие человеком окружающего мира и самого себя. В развитии сенсорных способностей важное место занимает усвоение сенсорных эталонов.

Сенсорные эталоны — общепринятые образцы внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эта­лонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы — геометрические фигуры, величины — метрическая систе­ма мер и т.д.

Ощущения — это отражение отдельных свойств предметов, непосредственно воздействующих на органы чувств (на анализаторы зрения, слуха, осязания, обоня­ния и др.).

Восприятие — целостное отражение внешнего материального предмета или явления, непосредственно воздействующего на органы чувств. С помощью зрительного анализатора человек воспринимает такие свойства, как форма, цвет, величина; с помощью вкусового анализатора определяет, кислый это предмет или сладкий и т.д.

Представление — чувственный образ явления или предмета, который в данный момент не воспринимается, но был воспринят ранее в той или иной форме. На основе таких представлений человек может описывать свойства предмета или явления, отсутствующего в настоящий момент. В пять, семь лет основное внимание должно уделяться восприятию формы, величины и цвета. Правильное формирование этих понятий необходимо для усвоения многих учебных предметов в школе, и для формирования способностей ко многим видам творческой деятельности. Этапы целенаправленного развития сенсорных способностей включают в

себя :

- формирование сенсорных эталонов

- обучение способам обследования предмета, а так же различать форму, цвет и величину, выполнять все более сложные глазомерные действия.

- развитие аналитического восприятия: умения разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения вели­чины.

После того как сенсорные эталоны усвоены, необходимо научить ребенка применять их в качестве образцов при обследовании разнообразных предметов. Сначала ребенок должен научиться восприни­мать цвет конкретных предметов. Это вовсе не сложно, когда предметы имеют сравнительно чис­тый цвет. Однако, когда этот цвет содержит эле­менты разных цветовых тонов, причем выраженных в разной степени (например, цвет морской волны, кофейный, бордовый и др.), задача становится не­простой. Требует специальной тренировки и умение выделять и различать предметы с разными цвето­выми оттенками.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Прочие статьи:

Виды взаимодействия в педагогическом процессе
Взаимодействие является одним из основных способов активизации саморазвития ученика, поскольку это согласованная деятельность по достижению совместных целей, направленных на определенный результат, по решению участниками значимой для них проблемы. Известно, что педагогическое взаимодействие педаго ...

Процесс влияния взрослого на формирование мотивационно-целевой направленности личности
Проблема влияния взрослого на формирование мотивации не сводится к передаче средств и способов познавательной деятельности. В некоторых работах это влияние объясняется значимостью для детей общения со взрослым и их чувствительностью к его поощрениям и порицаниям (Д.Б. Годовикова, 1984; Т.М. Земля ...

Воспитание
Воспитание становится относительно автономным в процессе социализации на определенном этапе развития каждого конкретного общества, когда он приобретает такую степень сложности, что возникает необходимость в специальной деятельности по подготовке подрастающих поколений в жизни социуме. Воспитание ...

Меню сайта

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru