Изучение и анализ современных исследований по проблеме

Новая педагогика » Психологическая готовность ребёнка к школе » Изучение и анализ современных исследований по проблеме

Страница 5

Эта способность является ключевой в развитии психики дошкольника. Именно благодаря развитию произвольного внимания ребенок становится способным активно, избирательно "извлекать" из памяти нужную ему информацию, выделять главное, существенное, принимать правильные решения.

Для того чтобы достигать поставленной цели, ребенку нужно уметь контролировать свои текущие действия и следить за тем, насколько они прибли­жают его к ней. В связи с этим развитие произвольности — это и формирование умственных дей­ствий контроля.

Произвольное внимание тесным образом связано с речью. В 5 лет ребенок должен научиться подчинять свои действия речевой инструкции взрослого, а в 6 — 7 лет - овладеть умением подчи­нять свое поведение собственной речевой инструк­ции.

Для тренировки произвольного внимания наибо­лее подходящими являются задачи, в которых не­обходимо последовательно анализировать различные признаки (или стороны) одного объекта и сравни­вать их с особенностями другого.

Внимание - основа любой интеллектуальной деятельности. Ни один психический процесс, будь-то восприятие, мышление, память или воображение, не может протекать без внимания. Психологами установлено, что чем выше уровень развития внимания, тем выше эффективность обучения. Именно невнимательность и является главной причиной плохой успеваемости детей в школе, особенно в младших классах. Обучение ставит перед ребенком новые задачи, не похожие на те, которые он привык решать во время игры.

Некоторые особенности онтогенетического развития внимания были установлены Л.С.Выготским, который раскрыл процесс перехода непроизвольного внимания к произвольному и показал, как под влиянием среды и воспитания возникает произвольное активное внимание, раскрытие которого начинается с установления контакта со взрослыми, окружающими его, употребления слова как способа активного воздействия. Исследования Л.С.Выготского продолжены а работе А.Н.Леонтьева, который выделил три основные стадии развития внимания у детей. Первая стадия появляется у дошкольников в виде непроизвольного внимания. Вторая стадия связана с зарождением произвольного внимания под влиянием внешних стимулов (требования взрослых, обстоятельств, правил). На третьей стадии внешние стимулы заменяются внутренними, и внимание становится уже внутренне опосредованном и управляемым процессом. На этой стадии ребенок сам проявляет интерес к процессу и результату деятельности произвольного внимания.

Психологические исследования показали, что:

- максимальная длительность одной игры у полугодовалого ребенка составляет всего 14 минут, а к шести годам она возрастает до полутора часов. В тоже время установлено, что шестилетние дети способны активно и продуктивно заниматься одним и тем же делом не более 10-15 минут.

- если в три года за 10 минут игры ребенок отвлекается в среднем 4 раза, то в шесть лет всего один раз.

устойчивость внимания у сдержанных, уравновешенных детей в 1,5 - 2 раза выше, чем у легко возбудимых.

В дошкольном возрасте изменения касаются всех видов и свойств внимания. Возрастает возможность распределения внимания в связи с автоматизацией многих действий ребенка. .

Истоки произвольного внимания лежат вне личности ребенка. Это значит, что само по себе развитие непроизвольного внимания не приводит к возникновению произвольного. Произвольное внимание формируется при помощи определенных средств. Помимо ситуативных средств, организующих внимание, существует универсальное средство организации внимания- речь. По мере речевого развития ребенок обретает способность заранее организовывать свое внимание на предстоящей деятельности. Таким образом, произвольное внимание формируется в дошкольном возрасте в связи с общим возрастанием роли речи.

Чтобы быть внимательным, нужно иметь хорошо развитые свойства внимания - концентрацию, устойчивость, объем, распределение и переключение.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Прочие статьи:

Метод проекта на уроках естествознания в начальной школе
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник ещё в 1920-е годы нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи ...

Создание урока изобразительного искусства на примере урока в 3 классе
Урок - произведение, которое во многом подчиняется законам искусства. Создание образа урока искусства опирается на закономерности создания художественного образа, а форма его проведения - на закономерности театральной драматургии. Взаимоотношения содержания и формы урока выражаются в его прологе, ...

Интегральная характеристика психологии ребёнка младшего школьного возраста
Чтобы понять специфику мотивов в каждом школьном возрасте, надо их соотнести с особенностями этого возраста в целом. Учитель в своей работе всегда принимает во внимание возрастные особенности учащихся, но нередко сталкивается с трудностью определения преемственности школьных возрастов, например, п ...

Меню сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru