Описание экспериментальных методик

Страница 1

Для исследования развития фонематического анализа и синтеза у младших школьников нами использовалась методика Т.А. Фотековой.

Методика 1. Определи место звука в слове.

Инструкция: послушай слова и назови:

- первый звук в первом слове;

-третий звук во втором слове;

- последний звук в третьем слове.

Лексический материал:

Крыша, школа, стакан

Оценка проводилась по следующим критериям:

3 балла - правильный ответ с первой попытки.

2 балла - правильный ответ со второй попытки.

1 балл - правильный ответ с третьей попытки

о баллов - неверный ответ с третьей попытки.

Максимальная оценка за задания - 9 баллов.

Методика 2. Сколько звуков в слове?

Инструкция: послушай слова и скажи, сколько в них звуков.

Лексический материал:

Рак, сумка, диктант

Оценка проводилась по следующим критериям:

3 балла - правильный ответ с первой попытки;

2 балла - правильный ответ со второй попытки;

1 балл - правильный ответ с третьей попытки;

0 баллов - неправильный ответ.

Максимальная оценка за задание - 9 баллов.

Методика 3. Определение последовательности звуков в слове.

Инструкция: послушай слова и определи, какой по счету звук в слове.

Лексический материал:

- Рама, дом, муха;

- крыша, пароход, карман;

- мышка, окошко, лягушка.

- определить, какой по счету звук М в словах: рама, дом, муха;

- определить, какой по счету звук Р в словах: крыша, карман, пароход;

-определить, какой по счету звук Ш в словах: мышка, окошко, лягушка.

Оценка проводилась по следующим критериям:

3 балла - правильный ответ во всех трех словах;

2 балла – правильный ответ в двух словах;

1 балл – правильный ответ в одном слове.

Максимальная оценка за задание – 9 баллов.

Ребенку предлагаются три попытки с оказанием стимулирующей помощи: «Подумай еще».

Высокий уровень фонематического анализа и синтеза считается, если испытуемый набрал 19-27 баллов за все задания, средним – при сумме 10- 18 баллов, низким при сумме – 0-9 баллов.

Анализ результатов, полученных по Методике 1.

Анализ полученных результатов показал, что все дети изучаемой группы испытывали определенные затруднения при определении места звука в слове. Эксперимент показал, что многие дети не слышат звука. Нарушение фонематического восприятия наблюдается у всех испытуемых.

В слове крыша: с первой попытки никто из детей не выделил первый звук, со второй выделили - 3 человека; с третьей попытки или с небольшой стимулирующей помощью ответили - 7. Дети называли звук [р] как первый.

В слове школа только один ребенок правильно назвал третий звук, 4 человека назвали звук со второй попытки, 4 ученика определили звук с третьей попытки и с оказанием помощи логопеда. Один ребенок вообще не смог назвать звук. Дети называли звуки: [л], [к], [а].

При работе над словом стакан не справились с определением последнего звука 2 человека, они набрали 0 баллов, 4 человека набрали по 1 баллу и 4 ученика получили по 2 балла. Дети называли гласный звук или заменяли на другой согласный звук.

Анализ полученных результатов показал, что все дети испытывают трудности в определении места звука в слове, что ведет к значительным трудностям в обучении родного языка, ошибкам, нарушению чтения и письма. В процессе развития речевого анализа и синтеза необходимо учитывать, что умение выделять и вычленять звук зависит от характера, положения в слове, а также от произносительных особенностей звукового ряда. Ударные гласные узнаются легче, чем безударные. Более сложной формой является вычленение первого и последнего звука из слова, определение его места в слове (начало, середина, конец).

Страницы: 1 2 3 4


Прочие статьи:

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru