Взаимосвязь педагогической науки и практики

Новая педагогика » Педагогика как наука » Взаимосвязь педагогической науки и практики

Слово педагогика употребляется в четырех значениях:

1) как явление жизни, т.е. как процесс реального обучения, воспитания, образования, развития и самосовершенствования людей в педагогических учреждениях, в жизни каждого человека, общества и деятельности государства;

2) как наука, изучающая педагогические явления и разрабатывающая способы их оптимизации в интересах человека, общества и государства;

3) как учебная дисциплина, содержащая достижения педагогической науки и связывающая их с педагогической практикой;

4) как педагогическая практика, реализующая положения и рекомендации системообразующей педагогической науки и учебной дисциплины, а также смежных наук и дисциплин в работе с людьми.

Иногда говорят, что педагогика не наука, а искусство, ссылаясь на взгляды выдающегося педагога К.Д. Ушинского, считавшего, что ни политика, ни медицина, ни педагогика не могут быть названы науками в прямом смысле этого слова.

Существует и такая аргументация педагогики как искусства: наука предписывает строгие обобщенные правила, а педагогическая работа с человеком индивидуализирована, ситуативна, неповторима, представляет собой творчество, приравненное к искусству, и требует от педагога особого дара, а не знаний и навыков.

Представление о педагогике только как об искусстве противоречит положению общенаучной методологии о единстве общего, особенного и единичного в явлениях реального мира.

Семантика слова «искусство» в свою очередь не противоречит научности. «Искусный» – дошедший до уменья или знания многим опытом, «искусство» – принадлежность искусного (В. Даль). Творчество не может рождаться на пустом месте, оно возникает на базе обширных и глубоких знаний, навыков, умений, опыта человека.

У отдельных теоретиков существовало и существует мнение, что педагогика не наука, а практика, использующая достижения многих наук. Такие утверждения отрицают педагогику как самостоятельную науку и освобождают ее от необходимости исследовать ее специфические проблемы. Исторически человечество выработало три основных способа решения проблем. Первым из них стал метод проб и ошибок. Люди учились лишь на собственных ошибках. Кое–какие положительные результаты это приносило, но развитие и темпы улучшения этих результатов шли медленно.

В 1930-х гг. большую популярность приобрел второй способ – использование опыта других, успешных в делах и жизни людей. Стали выявлять носителей такого опыта, изучать, использовать его в своей работе.

После Второй мировой войны развитие получил третий способ – научный подход к решению проблем. С тех пор развитие фундаментальных и прикладных наук, полное использование на практике их рекомендаций и достижений стало основным способом достижения прогресса и успехов в любой сфере человеческой деятельности.


Прочие статьи:

Принципы получения объективной оценки знаний студента
Оценка знаний студента, полученных им по той или иной учебной дисциплине, не только подводит итог его успеваемости, но зачастую определяет и его способность к дальнейшему обучению или самостоятельной деятельности, т.е. значительным образом влияет на судьбу человека. Поэтому нет сомнений в том, что ...

Понятие профориентологии
Профориентология — научная дисциплина, находящаяся на стыке философии, психологии и педагогики, изучающая факты, механизмы и закономерности профессионального становления личности. Цель профориентологии — оказание психологической и педагогической помощи при выборе профессии, в процессе карьерного ...

Игра детей младшего дошкольного возраста
В ходе наблюдений за играми детей младшего дошкольного возраста Щербакова Е.И. отмечает: в играх детей наблюдается несложный сюжет, в котором прослеживается логическая последовательность действий. Ребенок стремится определить для себя роль, может на какое-то время увлечься ею. Однако интересы дете ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru