Принцип сознательности и активности на уроках физической культуры в школе

Новая педагогика » Реализация принципа сознательности и активности на уроках физической культуры в школе » Принцип сознательности и активности на уроках физической культуры в школе

Страница 1

Первенство в распространении принципа сознательности на обучение физическим упражнениям принадлежит П.Ф. Лесгафту. Он считал, что « .школа должна развить в ребёнке не только силы, но главным образом уменье управлять ими, уменье целесообразно применять их к деятельности». Поэтому « прежде всего, необходимо научить ребёнка сознательно производить различные существующие в нашем организме движения… Метод обучения должен быть аналогичен тому, который употребляется при правильном умственном развитии детей».

Активность и сознательность учащихся тесно связаны между собой. Характер активности ученика является ведущим показателем меры сознательного отношения его к учебному предмету. Через сознательность к активности – такова взаимосвязь этих двух принципов. Сознательность без активности зачастую приводит к пассивной созерцательности, а активность без сознательности – к нецелесообразным действиям. Поставленные учителем задачи можно решить только через осознанную активность учащихся».

Принцип сознательности и активности учения направлен на формирование у школьников устойчивой потребности в освоении ценностей физической культуры, в стимулировании его стремления к самопознанию и самосовершенствованию, познавательной активности. В связи с этим одним из важнейших требований данного принципа является определение адекватных целей и текущих педагогических задач, а также разъяснение их сущности занимающимися. Учитель руководит сознательным усвоением учащимися учебного материала и формирует активное отношение к учению. Для успеха физического воспитания важна сознательная деятельность учащихся в процессе решения каждой задачи, поставленной учителем . Поэтому учитель должен стимулировать вдумчивый анализ, самоконтроль и самокорректировку при выполнении физических упражнений, всемерно содействовать развитию самостоятельности, инициативности, творческих начал в поведении учащихся (инициативность и самостоятельность лишь тогда приобретают смысл, когда они сопряжены с целеустремлённостью, а она во многом зависит от твёрдой убеждённости в значимости того, на что направлена, причём значимости, признаваемой не только лично, но и общепризнанной).

Принцип сознательности и активности личности в обучении и воспитании должен вести к единству сознания и поведения.

Необходимой предпосылкой сознательного отношения к деятельности является соответствующая ее мотивация. Мотивы, побуждающие заниматься физическими упражнениями, разнообразны. Вместе с осмыслением сущности физкультурной деятельности развивается и устойчивый интерес к ней: ни развлекательный характер, ни другие факторы, не вытекающие из сущности физического воспитания, не могут служить полноценным стимулом, мобилизующим на систематические занятия физическими упражнениями. Реализация принципа сознательности и активности состоит, поэтому, прежде всего в том, чтобы обеспечить глубокое понимание цели проводимых занятий, раскрыть перспективную линию совершенствования, сделав ее внутренним устремлением каждого занимающегося.

Активность обусловлена заинтересованностью. Проблема пробуждения и развития интереса решается в определенной мере путем подбора увлекательного материала для занятий и соответствующей организацией их. Принцип активности означает целеустремленное участие занимающихся в учебном процессе. Принцип сознательности означает, что занимающийся ясно понимает необходимость разучивания упражнений и сознательно относиться к их овладению.Очень важно, чтобы занимающиеся обладали высоким уровнем мотивации, например, желанием укрепить здоровье, внести коррекцию в телосложение, достичь высоких спортивных результатов, определяющим их потребности и интересы в учебно-тренировочном процессе, тогда эффективность занятий физической культурой будет высокой. Важно, чтобы был сформулирован четкий личный мотив занятий физическими упражнениями и развился устойчивый интерес к ним.

Страницы: 1 2


Прочие статьи:

Критерии оценки работы
Чтобы оценить работу того или иного специалиста необходима четкая система критериев эффективности работы. Выделяют два общепринятых подхода к понятию «эффeктивность paботы». Пeрвый – это cooтношение мeжду дocтигнутыми рeзультатами (эффектами) и зaтратaми, cвязанными с oбеспечением этих peзультатов ...

Анализ существующих методик обучения младших школьников программированию
Алгоритмизация как часть программирования является основным, центральным элементом содержания курса информатики. Однако объём её изучения ее остается дискуссионным, что связано как с важностью осуществления фундаментализации курса, так и с необходимостью проведения профориентации на профессию прог ...

Школа как один из важнейших институтов социализации личности
Социализация человека идет в процессе его взаимодействия с многообразными и многочисленными факторами, группами, организациями, среди которых особое место занимает школа. Учеными-педагогами школа относится к числу микрофакторов социализации, к одному из значимых институтов воспитания. Школа, как и ...

Меню сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru