Гуманизация, как ведущая идея развития современной науки

Новая педагогика » Гуманизация, как ведущая идея развития современной науки » Гуманизация, как ведущая идея развития современной науки

Страница 3

Следовательно, решающее значение в осуществлении гуманизации образования имеют социальные условия. Увеличение разрыва между возрастающей сложностью социального мира и возможностями его научного познания с целью принятия оптимальных решений требует пересмотра целей, содержания, технологии обучения и воспитания, признания необходимости непрерывного образования. Важной и сложной научной задачей, поэтому является прогнозирование развития образования, решение которой предполагает взаимодействие специалистов разного профиля, активное международное сотрудничество. Главное — качественная сторона прогнозирования, связанная с содержательной характеристикой образовательного процесса, — рассматривается недостаточно глубоко, масштабно и доказательно.

Сложившаяся система образования все усилия направляла на то, чтобы приспособить человека к обстоятельствам жизни, учила его мириться с якобы неизбежными трудностями, но не учила гуманизировать жизнь, изменять ее по законам красоты, нравственности. Сегодня стало очевидным, что от содержания и характера направленности личности зависит решение социальных и экономических проблем, безопасность человека и даже существование всего человечества. С развитием демократических процессов в России повысился спрос на гармонично развитую, социально активную и творческую личность, способную самостоятельно принимать решения и лично отвечать за их реализацию. Подход к человеку только как к представителю homo sapiens полностью исчерпал себя. Первостепенное значение приобрели качества его индивидуальности.

Представляется очевидным факт, что лишь достаточно высокий уровень развития человекознания позволяет строить нормативные прогнозы развития и определять цели желаемого состояния системы образования, осуществлять планомерное управление ею.

Восхождение к личности — ведущая идея гуманизма и гуманизации науки. Личность — одна из наиболее излюбленных, выстраданных и проработанных тем российской и зарубежной гуманистической философской мысли, отражающая сложный социальный, экономический и политический контекст, сложившийся на протяжении нескольких эпох.

Особенно большой вклад в становление гуманизма внесла эпоха Возрождения. Прогрессивное человечество с благодарностью хранит такие имена, как Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Петрарка. Эти люди своим творчеством смело утверждали, что высшая ценность и лучшее создание природы — человек.

Нет ни одного видного отечественного философа (социолога, теолога), который не попытался бы выразить свое отношение к пониманию этой проблемы, который бы не заметил или не отразил ее в своем учении, зачастую усложненном теологическим тезаурусом или велеречивостью стиля, свойственного российским мыслителям. Россия более, чем любая другая страна, была одержима идеей целостной гуманной личности (Н. А. Бердяев, С. Булгаков, К. Д. Кавелин, Л. П. Карсавин, А. Ф. Лосев, Н. А. Лосский, Н. К. Михайловский, В. В. Розанов, В. С. Соловьев, П. А. Флоренский, П. Я. Чаадаев, Э. В. Ильенков, и др.).

Философско-гуманистические нравственные идеи, учения русских мыслителей — это значимый и своеобразный культурный контекст, это та база, на которой выросла российская теория личности.

Личность целостная, гармоничная, всесторонне развитая — была идеалом наших соотечественников. Она представлялась им той силой, которая способна вывести страну из тупикового состояния, в котором та пребывала слишком долго. Правда, знания о личности были в основном плодом умозрительных рассуждений, оторванных от реальной жизни, но они подготавливали почву для более конкретных исследований.

Личность была не слабостью русской философии, не сиротой без роду и племени. Ее гипотетические философские и социологические конструкции были очень российскими, органичными — для народного духа, менталитета. Они содержат глубинный гуманистический генофонд, хоть и не оцененный в должной мере до настоящего времени, но тем не менее обнаруживающий явную тенденцию прорасти в современных гуманистических теориях личности не только России, но и мира в целом.

Страницы: 1 2 3 4


Прочие статьи:

Наркомания и алкоголизм – болезни души
С конца 1980-х годов в России резко упала рождаемость, а с начала 90-х выросла смертность, что было связано, прежде всего, с отменой госмонополии на алкоголь. Две трети смертей в России можно было бы предотвратить, если исключить из жизни общества алкоголь и табак. Миллионы людей во всём мире страд ...

Классификация информационных технологий в школе
В конце XX века человечество вступило в стадию развития, которая получила название постиндустриального или информационного. Возможности информационных технологий для человека становятся безграничными, способствуют эффективному решению профессиональных, экономических, а также многих других проблем. ...

Современное состояние рок-музыки
Рок-музыка 1990х-200х гг. в значительной степени отошла от традиций классического рока путем их творческой переработки и слияния различных направлений. Так, хэви метал дал впоследствии фолк метал (направление, характерное в особенности для Скандинавии, Финляндии, Германии, но бытующее и в России) с ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru