Гуманизация, как ведущая идея развития современной науки

Новая педагогика » Гуманизация, как ведущая идея развития современной науки » Гуманизация, как ведущая идея развития современной науки

Страница 1

Прогресс человеческой культуры существенным образом связан с гуманистической системой взглядов и правил поведения. Слово «гуманизм» означает человечность, человечный, человеческое начало. Нравственное содержание Данного принципа морали выражается в сочетании требовательности и доверия, любви и уважения к человеку, непримиримости ко всем формам унижения и попрания человеческой личности. С осознанием этих истин, которые входят в содержание гуманизма, связано окончательное оформление нравственности как особого способа видения и освоения мира. Наиболее человечные формы общения между людьми — это нравственное развитие общества.

Сегодня быть гуманистом — значит видеть в человеке личность, уважать ее достоинство. Можно простить чью-то ошибку, неопытность, даже неприятные привычки, но непростительны должны быть любые проявления пренебрежения, грубости, неуважения к человеку. Гуманизм — это активная жизненная позиция, т. е. такая, которая объявляет бой равнодушию, требует постоянного выполнения долга, единства слова и дела, высокой культуры и знаний.

Ведущая тенденция развития современной науки — ее обращение к своим мировоззренческим истокам, «возвращение» к человеку. Это и особенность современной социальной практики. Переориентация гуманитарных наук на развивающуюся личность, возрождение гуманистической традиции, которая, впрочем, никогда и не угасала в культуре человечества и сохранялась наукой, — важнейшая задача, поставленная самой жизнью. Ее решение требует в первую очередь разработки соответствующей методологии.

Пересмотр имеющихся в распоряжении педагогики и психологии методологических средств уже начался. Он сопровождается их оценкой и переоценкой, т. е. внутренней рефлексией этих наук, которая выводит их методологию за пределы учения об исходных (ключевых) положениях, структуре, функциях и методах исследований.

С этой точки зрения правомерно рассмотрение методологии как учения не только о познании, но и о преобразовании действительности. Методология психолого-педагогического исследования в зависимости от осуществляемых ею функций может быть нормативной и дескриптивной. Нормативная методология связана с решением преимущественно конструктивных задач этих наук, с разработкой рекомендаций и правил организации научной деятельности (постановка проблемы, отбор адекватных средств ее решения и др.). Дескриптивная методология требует ретроспективного описания уже осуществленных процессов педагогического и психологического познания. Она предполагает изучение тенденций развития познания, его методов, категориального и понятийного аппарата исследования, а также объяснения тех или иных психических и педагогических явлений.

Ведущей идеей цивилизованного общества, его высшим гуманистическим смыслом является утверждение отношения к человеку как к высшей ценности бытия, слияние общественных и личных интересов, создание условий для гармоничного развития сущностных сил личности и роста ее духовного потенциала.

Человек как самоцель развития, как критерий оценки общественного прогресса выступает поэтому как гуманистический идеал. Поступательное движение к этому идеалу связано с гуманизацией жизни общества, в центре планов и забот которого должен стоять человек со всеми своими нуждами, интересами, потребностями. Его сущность во многом определяется тем, какой системы ценностей он придерживается, что побуждает его к деятельности, какие цели он преследует. От этого зависит не только судьба России, но и будущее самого человека.

Ценности сами по себе, по крайней мере, основные из них, остаются постоянными на различных этапах развития человеческого общества. Такие ценности, как жизнь, здоровье, любовь, мир, красота, образование, любимая работа, привлекали людей во все времена. Все эти ценности, несущие в себе гуманистическое начало, выдержали проверку практикой всемирной истории. Не случайно гуманизм получал и получает наиболее выраженную форму в тех обществах и на тех стадиях их развития, когда особенно острым становится отношение к прошлому. В тех странах и в те периоды, когда культурно-историческая традиция ослабевает, гуманистическое начало отступает на задний план, что неизбежно порождает технократические тенденции, бездуховность и многие другие негативные явления. В условиях демократического преобразования российского общества речь, поэтому должна идти не об изобретении каких-то новых и даже не о переоценке ценностей, а прежде всего о перестройке системы ценностей.

Страницы: 1 2 3 4


Прочие статьи:

Цели обучения иностранному языку
Под целями понимаются планируемые результаты изучения иностранного языка школьником. Они определяются программой — государственным документом и обязательны для каждого учителя. В ней даются конкретные указания по предмету "Иностранный язык" на конечные результаты и промежуточные по годам ...

Этапы социализации
В любом обществе социализация человека имеет особенности на различных этапах. В самом общем виде этапы социализации можно соотнести с возрастной периодизацией жизни человека. Существуют различные периодизации, и приводимая ниже не является общепризнанной. Она весьма условна, но достаточно удобна с ...

Характеристика цифровой отметки и словесной оценки
Нельзя не признать, что оценивание на основе анализа текущих и итоговых оценок остается пока наиболее продуктивной формой. Вместе с тем следует обратить внимание на ее существенные недостатки: недооценку оценочных суждений учителя; увлечение "процентоманией" субъективность выставляемы ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru