Современные педагогические технологии

Страница 2

Гуманизм и гуманность — латинские слова. Humanus — человеческий, свойственный человеку; человечный, человеколюбивый; высокообразованный. Humanitas — человеческая природа, человеческое достоинство, человеколюбие, гуманность, доброта, обходительность; образованность, духовная культура; утонченный вкус, тонкость обращения, изящество манер, изысканность речи, учтивость, воспитанность. Сравнительный анализ семантического значения этих слов приводит к выводу, что оба они связаны с выражением взглядов, качеств, свойств, отношений духовного мира.

Гуманистическая цель образования требует пересмотра его средств, содержания и технологий. Что касается содержания современного образования, то оно должно включать не только новейшую научно-техническую информацию. В равной мере в содержание образования входят гуманитарные личностно-развивающие знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностное отношение к миру и человеку в нем, а также система нравственно-этических чувств, определяющих его поведение в многообразных жизненных ситуациях.

В гуманистической технологии образования преодолевается его безвозрастность, учитываются психофизические параметры, особенности социального и культурного контекста, сложность и неоднозначность внутреннего мира. Наконец, гуманистическая технология образования позволяет органично соединить социальное и личностное начала.

Среди гуманистических тенденций функционирования и развития системы образования как части социальной системы необходимо выделить главную — ориентацию на развитие личности. При этом, чем гармоничнее будет общекультурное, социально-нравственное и профессиональное развитие личности, тем более свободным и творческим человек становится в реализации культурно-гуманистической функции.

Процесс культурного, социально-нравственного и профессионального развития личности приобретает оптимальный характер в том случае, если обучаемый выступает субъектом обучения. Такая закономерность обусловливает единство реализации деятельностного и личностного подходов. Личностный подход требует отношения к ученику как уникальному явлению независимо от его индивидуальнкх особенностей. Ученик воспринимает себя личностью и видит ее в каждом из окружающих людей.

Личностный подход — это и персонализация педагогического взаимодействия, которая требует отказа от ролевых масок, адекватного включения в этот процесс личностного опыта (чувств, переживаний, эмоций, соответствующих им действий и поступков). В то же время саморазвитие личности зависит от степени индивидуализации и творческой направленности образовательного процесса. Эта закономерность составляет основу принципа индивидуально-творческого подхода, состоит в создании условий для самореализации личности, выявления и развития ее творческих возможностей. Именно такой подход обеспечивает и личностный уровень овладевания базовой гуманитарной культурой.

Обеспечить эти процессы, способствовать социально-психологическому развитию личности призвано социально-ориентированное обучение, являющееся составной частью гуманизации образования.

Социально ориентированному обучению присущи две основные функции: упорядочение всего спектра влияний на личность и создание условий для ускорения процессов социализации с целью ее развития. В соответствии с этими функциями воспитание позволяет преодолеть или ослабить отрицательные последствия социализации, придать ей гуманистическую ориентацию.

Таким образом, предполагается, что процесс социально-ориентированного обучения с помощью синтеза психологии и гуманитарной культуры влияет на состояние и внутренней, и внешней мотивации, изменяет самосознание, способствует возникновению чувства компетентности, формирует когнитивные оценочные осознавания себя и своего собственного поведения. Более того, знание социальных норм способствует развитию социальной компетентности, как главной составляющей социально-ориентированного обучения.

При разработке набора психологических характеристик социально-компетентного человека необходимо обратиться к своему Я как к ценности, с осознанием своих жизненных реалий.

Способность креативно принимать решение относительно себя самого и стремиться к осознанию собственных чувств и желаний. Стремление максимально понимать желания, ожидания и требования других людей, сохраняя при этом свое Я.

При социально-ориентированном обучении основной акцент делается не на построении образа Я или развитии навыков общения, а, скорее, на раскрытии личностно-развивающего потенциала человека, на его саморегуляции и осознании им реального бытия, изменении своих личностных качеств и свойств.

Страницы: 1 2 3


Прочие статьи:

Основные музыкальные способности и их развитие
Б.М. Теплов выделил три основные музыкальные способности: 1. Ладовое чувство, т.е. способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии, или, что тоже, чувствовать эмоциональную выразительность звуковысотного движения. Эту способность можно назвать иначе эмоциональным, или перцептивным ...

Психолого-педагогические проблемы современного дошкольного образования
дошкольный образование педагогический ребенок Применение развивающих методик в работе с детьми. Технологии дошкольного образования могут быть основаны на известных воспитательных методиках или использовать их отдельные элементы. Например, популярными среди российских детских садов являются методики ...

Эффективность военно-патриотического воспитания и ее критерии
Определение сущности эффективности военно-патриотического воспитания, всестороннее рассмотрение его содержания и структуры имеет важное значение. Решение этой проблемы расширяет границы научного познания самого воспитательного процесса, вооружает практических работников общими методологическими при ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru