Современные педагогические технологии

Страница 1

Образование — сложная система, являющаяся подсистемой индивидуальной культуры личности. В философии образования само понятие «образование» рассматривается как некое достояние личности, выявляющееся в ее поведении. Оно заключено в психике субъекта, принадлежит его индивидуальной культуре, формируется в процессе приобретения личного опыта познания мира.

Сфера образования находится в постоянной динамике, реагируя на изменения в обществе, сама влияет на состояние среды, предопределяя ее потребности. В связи с этим одной из задач развития образования является изменение структуры содержания образования. Актуализируются новые технологии обучения. Одновременно возникает проблема соответствия различных подходов, уровней обучения социальным запросам и возможностям обучающихся.

Ш.А. Амонашвили и В.И. Загвязинский поднимают вопрос о необходимости определения паритетов, приоритетов и расстановки акцентов в соотношениях сопряженных, взаимосвязанных, сопоставляемых категорий, подходов, стратегий развития образования. Среди критериев выбора возможных вариантов стратегии преобразования они выделяют социальную направленность. Приоритет отдается социальным требованиям к человеку как гражданину, труженику, члену социального объединений и сообществ, его способности к общественно полезному труду, готовности к социальной самоотдаче, стремлению быть ответственным человеком.

Заслуживает внимания, на наш взгляд, и личностно-ориентированная направленность, означающая безусловный приоритет интересов и запросов развивающейся личности, учет ее своеобразия и возможностей, максимальную реализацию и самореализацию, развитие рефлексии, предоставление условий для проявления задатков растущего человека. Авторы критериев выбора вариантов стратегии преобразования предлагают термин «социально-личностная» или же «личностно-социальная» ориентация современного обучения вместо «личностно-ориентированное обучение».

Гуманистическая тенденция развития общества неразрывно связана с перспективами реализации идеи «развивающейся личности в развивающемся мире». Среди актуальных проблем современности оказались вопросы гармоничного развития человека, его гуманистических ориентации, психологической защиты и психологического здоровья. Решение этих проблем во многом зависит от уровня образования, которое было и остается основным средством развития гуманистической сущности человека.

Как правило, под гуманизацией понимается установление гуманных взаимоотношений между участниками образовательного процесса. Но кроме этого важны и возможности освоения духовного, эмоционально-ценностного опыта предшествующих поколений на всех этапах системы непрерывного образования. Проблема гуманизации образования в первую очередь связана с восстановлением его культурообразующей и личностно-развивающей функций.

Гуманистическая ориентация изменяет представление о целях образования, которое транслируют ценности общечеловеческой и национальной культуры. Это в свою очередь требует пересмотра содержания и технологий обучения и воспитания, изменения структур различных образовательных институтов. Гуманистическая направленность образования меняет привычное представление о его цели — формировании «систематизированных знаний, умений и навыков». Реформа средней школы в СССР в 1958 г. придала ей образ «трудовой политехнической», превратив труд и трудовое обучение в самоцель и исключив из главных целей образования образ человека. Именно такое понимание цели образования послужило причиной его дегуманизации, которая проявилась в искусственном разделении обучения и воспитания. В результате дальнейшей политизации и идеологизации учебных программ и учебников воспитательное значение знаний оказалось размытым, произошло их отчуждение. Ни средняя, ни высшая школа не стали трансляторами общечеловеческой и национальной культуры.

Деструкции ценностей и этических установок, приведшей к дегуманизации и возникновению «экзистенциального вакуума», следует противопоставить инновационные преобразования мировой практики образования, переориентацию на общечеловеческие нормы и ценности, отказ от усредненности социальной жизни.

Для этого необходимо психологически преодолеть себя, отказаться от принципов и предрассудков прошлого опыта, пересмотреть весь концептуальный багаж. Истинный гуманизм имеет свои этические корни во внутреннем мире человека. Именно он может выступить в качестве основы нового образования как института социализации и развития гуманистической сущности человека.

Страницы: 1 2 3


Прочие статьи:

Психология индивидуальных различий в понимании особенностей музыкальных проявлений личности
Индивидуальность - интегральное целое, имеющее разные уровни проявления: организмический (природный) уровень, собственно психологический и социальный. Каждый может быть теоретически разделен на подуровни, но надо помнить, что эмпирия живой индивидуальности всегда есть целое, неделимое и не может бы ...

Лингвистические особенности устной и письменной коммуникации
Историки письма утверждают, что письменная речь вторична по отношению к устной речи. Пишущий лишен возможности выразительно интонировать свою речь, поэтому он должен более тщательно синтаксически построить фразу, подобрать более адекватные средства. Пишущий не может использовать жесты, мимику, не м ...

Учебник истории в работе учителя истории
Беседы с учителями, собственный педагогический опыт, особенно трудности начального этапа работы в средней школе показывают, что в среде учителей существует определённая недооценка возможностей использования учебника как при подготовке к уроку, так и на самом уроке истории, что позволило бы избежать ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru