Современные педагогические технологии

Страница 1

Образование — сложная система, являющаяся подсистемой индивидуальной культуры личности. В философии образования само понятие «образование» рассматривается как некое достояние личности, выявляющееся в ее поведении. Оно заключено в психике субъекта, принадлежит его индивидуальной культуре, формируется в процессе приобретения личного опыта познания мира.

Сфера образования находится в постоянной динамике, реагируя на изменения в обществе, сама влияет на состояние среды, предопределяя ее потребности. В связи с этим одной из задач развития образования является изменение структуры содержания образования. Актуализируются новые технологии обучения. Одновременно возникает проблема соответствия различных подходов, уровней обучения социальным запросам и возможностям обучающихся.

Ш.А. Амонашвили и В.И. Загвязинский поднимают вопрос о необходимости определения паритетов, приоритетов и расстановки акцентов в соотношениях сопряженных, взаимосвязанных, сопоставляемых категорий, подходов, стратегий развития образования. Среди критериев выбора возможных вариантов стратегии преобразования они выделяют социальную направленность. Приоритет отдается социальным требованиям к человеку как гражданину, труженику, члену социального объединений и сообществ, его способности к общественно полезному труду, готовности к социальной самоотдаче, стремлению быть ответственным человеком.

Заслуживает внимания, на наш взгляд, и личностно-ориентированная направленность, означающая безусловный приоритет интересов и запросов развивающейся личности, учет ее своеобразия и возможностей, максимальную реализацию и самореализацию, развитие рефлексии, предоставление условий для проявления задатков растущего человека. Авторы критериев выбора вариантов стратегии преобразования предлагают термин «социально-личностная» или же «личностно-социальная» ориентация современного обучения вместо «личностно-ориентированное обучение».

Гуманистическая тенденция развития общества неразрывно связана с перспективами реализации идеи «развивающейся личности в развивающемся мире». Среди актуальных проблем современности оказались вопросы гармоничного развития человека, его гуманистических ориентации, психологической защиты и психологического здоровья. Решение этих проблем во многом зависит от уровня образования, которое было и остается основным средством развития гуманистической сущности человека.

Как правило, под гуманизацией понимается установление гуманных взаимоотношений между участниками образовательного процесса. Но кроме этого важны и возможности освоения духовного, эмоционально-ценностного опыта предшествующих поколений на всех этапах системы непрерывного образования. Проблема гуманизации образования в первую очередь связана с восстановлением его культурообразующей и личностно-развивающей функций.

Гуманистическая ориентация изменяет представление о целях образования, которое транслируют ценности общечеловеческой и национальной культуры. Это в свою очередь требует пересмотра содержания и технологий обучения и воспитания, изменения структур различных образовательных институтов. Гуманистическая направленность образования меняет привычное представление о его цели — формировании «систематизированных знаний, умений и навыков». Реформа средней школы в СССР в 1958 г. придала ей образ «трудовой политехнической», превратив труд и трудовое обучение в самоцель и исключив из главных целей образования образ человека. Именно такое понимание цели образования послужило причиной его дегуманизации, которая проявилась в искусственном разделении обучения и воспитания. В результате дальнейшей политизации и идеологизации учебных программ и учебников воспитательное значение знаний оказалось размытым, произошло их отчуждение. Ни средняя, ни высшая школа не стали трансляторами общечеловеческой и национальной культуры.

Деструкции ценностей и этических установок, приведшей к дегуманизации и возникновению «экзистенциального вакуума», следует противопоставить инновационные преобразования мировой практики образования, переориентацию на общечеловеческие нормы и ценности, отказ от усредненности социальной жизни.

Для этого необходимо психологически преодолеть себя, отказаться от принципов и предрассудков прошлого опыта, пересмотреть весь концептуальный багаж. Истинный гуманизм имеет свои этические корни во внутреннем мире человека. Именно он может выступить в качестве основы нового образования как института социализации и развития гуманистической сущности человека.

Страницы: 1 2 3


Прочие статьи:

Педагогический и психологический аспект применения знаний о рок-культуре при работе с молодежью
Хотя рок с собственно-музыковедческой стороны изучен достаточно мало в силу своей непринадлежности к академической музыке, он представляет собой сложный и неоднозначный феномен, некоторые особенности которого могут быть использованы в дидактических целях. Как справедливо отмечала еще в 1980е годы ...

Эмоциональный барьер при общении с младшими школьниками с ЗПР и работа по его снижению
«Эмоциональный барьер» возникает как в общении, так и в индивидуальном действии ребёнка. Под эмоциональным барьером мы понимаем ситуацию, когда человек не может реально совершать эффективные действия: он либо находится в состоянии переживания, либо совершает ряд действий, основание которых эмоция ...

Главенство эстетических ценностей для развития творческой личности учащегося
Большое значение искусства не только в художественном, но и в общем развитии личности признается учеными разных стран. Накопленные факты, наблюдения отдельных педагогов, данные, полученные отечественными и зарубежными исследователями, позволяют предположить, что художественная деятельность подрост ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru