Образование — сложная система, являющаяся подсистемой индивидуальной культуры личности. В философии образования само понятие «образование» рассматривается как некое достояние личности, выявляющееся в ее поведении. Оно заключено в психике субъекта, принадлежит его индивидуальной культуре, формируется в процессе приобретения личного опыта познания мира.
Сфера образования находится в постоянной динамике, реагируя на изменения в обществе, сама влияет на состояние среды, предопределяя ее потребности. В связи с этим одной из задач развития образования является изменение структуры содержания образования. Актуализируются новые технологии обучения. Одновременно возникает проблема соответствия различных подходов, уровней обучения социальным запросам и возможностям обучающихся.
Ш.А. Амонашвили и В.И. Загвязинский поднимают вопрос о необходимости определения паритетов, приоритетов и расстановки акцентов в соотношениях сопряженных, взаимосвязанных, сопоставляемых категорий, подходов, стратегий развития образования. Среди критериев выбора возможных вариантов стратегии преобразования они выделяют социальную направленность. Приоритет отдается социальным требованиям к человеку как гражданину, труженику, члену социального объединений и сообществ, его способности к общественно полезному труду, готовности к социальной самоотдаче, стремлению быть ответственным человеком.
Заслуживает внимания, на наш взгляд, и личностно-ориентированная направленность, означающая безусловный приоритет интересов и запросов развивающейся личности, учет ее своеобразия и возможностей, максимальную реализацию и самореализацию, развитие рефлексии, предоставление условий для проявления задатков растущего человека. Авторы критериев выбора вариантов стратегии преобразования предлагают термин «социально-личностная» или же «личностно-социальная» ориентация современного обучения вместо «личностно-ориентированное обучение».
Гуманистическая тенденция развития общества неразрывно связана с перспективами реализации идеи «развивающейся личности в развивающемся мире». Среди актуальных проблем современности оказались вопросы гармоничного развития человека, его гуманистических ориентации, психологической защиты и психологического здоровья. Решение этих проблем во многом зависит от уровня образования, которое было и остается основным средством развития гуманистической сущности человека.
Как правило, под гуманизацией понимается установление гуманных взаимоотношений между участниками образовательного процесса. Но кроме этого важны и возможности освоения духовного, эмоционально-ценностного опыта предшествующих поколений на всех этапах системы непрерывного образования. Проблема гуманизации образования в первую очередь связана с восстановлением его культурообразующей и личностно-развивающей функций.
Гуманистическая ориентация изменяет представление о целях образования, которое транслируют ценности общечеловеческой и национальной культуры. Это в свою очередь требует пересмотра содержания и технологий обучения и воспитания, изменения структур различных образовательных институтов. Гуманистическая направленность образования меняет привычное представление о его цели — формировании «систематизированных знаний, умений и навыков». Реформа средней школы в СССР в 1958 г. придала ей образ «трудовой политехнической», превратив труд и трудовое обучение в самоцель и исключив из главных целей образования образ человека. Именно такое понимание цели образования послужило причиной его дегуманизации, которая проявилась в искусственном разделении обучения и воспитания. В результате дальнейшей политизации и идеологизации учебных программ и учебников воспитательное значение знаний оказалось размытым, произошло их отчуждение. Ни средняя, ни высшая школа не стали трансляторами общечеловеческой и национальной культуры.
Деструкции ценностей и этических установок, приведшей к дегуманизации и возникновению «экзистенциального вакуума», следует противопоставить инновационные преобразования мировой практики образования, переориентацию на общечеловеческие нормы и ценности, отказ от усредненности социальной жизни.
Для этого необходимо психологически преодолеть себя, отказаться от принципов и предрассудков прошлого опыта, пересмотреть весь концептуальный багаж. Истинный гуманизм имеет свои этические корни во внутреннем мире человека. Именно он может выступить в качестве основы нового образования как института социализации и развития гуманистической сущности человека.
Прочие статьи:
Из истории развития вопроса
На заре общественного развития накопленный багаж примитивных знаний, умений и навыков был крайне скуден и познание его происходило в ходе самой работы, направленной в первую очередь на удовлетворение жизненных биологических и незатейливых культурных потребностей. По мере накопления богатства и опы ...
Методические основы изучения табличного умножения и деления
Чтобы обеспечить прочное овладение таблицей умножения, необходимо организовать работу учащихся так, чтобы вычислительные навыки табличного умножения и деления были сформированы у учащихся начальных классов качественно, являлись осознанными и могли применяться в различных приемах внетабличного умно ...
Учет индивидуально-типологических особенностей в воспитательной работе
В отношении живых, общительных, энергичных сангвиников следует опираться на эти, характерные для них качества, пытаясь помочь им самоутвердиться среди сверстников, выработать свой индивидуальный стиль деятельности. Однако надо учитывать, что такие черты, как собранность, аккуратность, формируются ...