Семантический этап порождения высказывания

Страница 8

Проблема онтогенетического становления речевых процессов представлена в работах А.Е. Аркина, А.Н. Гвоздева, Я.Л. Коломинского, Ф.А. Сохина, В. Штерна, В.И. Ядэшко, и др. По наблюдениям учёных (К. Бюлер, А.П. Клименко, А.Р. Лурия и др.), расширение словаря, как в количественном, так и в качественном аспектах, напрямую связано с формированием двух типов связей - парадигматических (ассоциативных) и синтагматических (предикативных), которые поступательно проходят ряд этапов, прослеживающихся, как в норме, так и в патологии (А.А. Леонтьев, Т.Н. Ушакова, Л.С. Цветкова, М.А. Шахнарович, и др.).

В семантическом аспекте парадигматические и синтагматические связи обозначены как структура знаковых систем (Л. Ельмслев, А.А. Зализняк, Г.Е. Крейдлин, М.А. Кронгауз, Ч. Пирс, Н.А. Слюсарева, Ю.С. Степанов, И.П. Сусов, Р.О. Якобсон и др.). С точки зрения авторов, парадигматические связи объединяют однородные знаки, незначительно различающиеся между собой. На основе синтагматических отношений из словосочетаний образуются предложения, а они в свою очередь преобразуются в текст. При вербальном общении подобные высказывания могут быть выражены не только словами, но и знаками универсально-предметного кода (УПК), который является языком интеллекта, базовым компонентом мышления и имеет невербальную природу (Н.И. Жинкин). УПК может быть выражен знаками пиктографического кода (пиктограммы и идеограммы).

На современном этапе развития логопедии пиктографический код применяется в работе с детьми, имеющими патологию устной и письменной речи, как приём опосредованного запоминания зрительного образа слова, посредством которого осуществляется коммуникативная сторона общения (Т.Г. Визель, В.К. Воробьёва, О.Е. Громова, Ф. Дюкен, Р. Леб, Л.В. Лопатина, И.Н. Садовникова, Т.Б. Филичева и др.).

Определённое место в исследовании отведено анализу качественного своеобразия овладения детьми актом предицирования, который обнаруживается в так называемом "структурном" и "морфологическом" аграмматизме, что приводит к ограниченному уровню сформированности парадигматических и синтагматических связей, несовершенству поиска номинативных и предикативных единиц, нарушению структурной организации высказывания (Т.В. Ахутина, Т.Г. Визель, К.М. Глозман, А.Р. Лурия, Л.С. Цветкова, В.М. Шкловский и др.).

В ходе анализа логопедической литературы отмечается, что на специфику аграмматичного построения высказывания и несформированность предикативных связей в конструкциях различной структуры влияет не только уровень речевого развития детей, но и форма речевой патологии (Т.Д. Барменкова, В.К. Воробьёва, В.П. Глухов, В.А. Ковшиков, Р.Е. Левина, Л.В. Лопатина, З.А. Репина, Н.В. Серебрякова, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.).

Страницы: 3 4 5 6 7 8 


Прочие статьи:

Закрепление культурно-гигиенических навыков у детей в детском саду
В детском саду происходит закрепление полученных в семье умений поддерживать личную гигиену. Об этом должен заботиться воспитатель, а кроме того, дети учатся друг у друга, на примере таких же детей, которые быстрее усвоили нужные навыки. Необходимо создать условия, чтобы детям было удобно и приятно ...

Разработка плана занятия на основе технологического подхода
План проведения занятия по дисциплине «Ревизия и аудит» Тема: Основные приемы и этапы проведения проверки предприятия Группа: Бк-32 Дата: « » 20 г. Тип занятия: комбинированный Вид занятия: лекция Цель: обучающая – ознакомление учащихся с приемами документального и фактического контроля, приемами к ...

Выявление уровня сформированности грамматических навыков учащихся по итогам учебно-исследовательской деятельности
Итак, для выявления уровня сформированности грамматических навыков учащихся была произведена работа, которая включала в себя два структурных этапа: методика анализа имеющихся у учащихся знаний. Всю работу можно разделить на два функциональных этапа: повторение известного материала и контроль повтор ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru