Диагностика сформированности семантического компонента у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Новая педагогика » Развитие семантического компонента у дошкольников с общим недоразвитием речи » Диагностика сформированности семантического компонента у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Страница 2

4. Анализ высказываний различной длины, проведённый в рамках контрольного эксперимента и направленный на выявление эффективности предложенной нами экспериментальной методики, подтвердил, что в результате коррекционно-логопедического обучения у детей с ОНР (II уровень) отмечалось значительное расширение объёма предикативной лексики, что сокращало сроки перехода на более высокий уровень речевого развития.

В результате проведённого коррекционного обучения детей с ОНР (II уровень) произошло усвоение предикативных единиц, осуществлено их введение в структуру высказываний различной длины. Таким образом, систематическая, поэтапная, специально организованная логопедическая работа по формированию семантического компонента предикативной лексики у детей с ОНР (II уровень) различного генеза позволила качественно и количественно изменить их словарный запас.

Исследования последних десятилетий в области детской речи ориентируются на общие языковые категории, ведущее место среди которых занимает анализ семантико-синтаксических конструкций.

Проведенное в дипломной работе исследование позволило достичь поставленной цели, реализовать задачи и сформулировать следующие выводы:

1. Ведущим компонентом в семантическом строе речи является смысл (значение, зависящее от контекста). Предикаты-смыслы взаимодействуют друг с другом, так что предшествующие смыслы содержатся в последующих и их изменяют.

В настоящее время исследователи детской речи считают, что овладение семантически мотивированными понятиями агента действия, действия или состояния, объекта действия и др., соотносящимися с категориями грамматики Дж. Филмора, предшествует овладению формально-логическим синтаксисом. Исследователями доказано, что этап смыслового синтаксиса предшествует этапу семантического синтаксиса.

Обобщение полученных данных позволяет сформулировать основные причины нарушений формирования лексической системности у детей с ОНР, которые возникают на различных этапах восприятия, обработки, хранения и извлечения семантической информации. Трудности формирования полноценного семантического компонента у детей с ОНР связаны с кодовыми переходами (зрительный-акустический-семантический), осуществляемыми оперативной памятью. В свою очередь недостатки обработки вербальной информации на этапе промежуточного хранилища (оперативной памяти) приводят к неправильному группированию на основе определенных признаков слов в семантической памяти, неточному или искаженному установлению смысловых связей между ними. Другими словами, качественное несовершенство семантических полей объясняется, прежде всего, ошибками категоризации при усвоении лексических единиц. К ошибкам реализационного (внешнего) уровня приводит и ослабленный контроль, который не выполняет функцию фильтрования (отбрасывания) неадекватных или случайных ассоциаций.

Основной задачей работы над семантическим компонентом следует считать формирование в языковом сознании ребенка полноценных семантических полей. Это в настоящий момент провозглашается многими специалистами в области патологии речи, с успехом применяющими психолингвистический подход в своей работе: Р.И. Лалаевой, Н.Ю. Серебряковой, Т.В. Тумановой, Л.Б. Халиловой, С.Н. Шаховской и мн. др. Именно их серьезные наработки, имеющие глубокое научное обоснование, позволили выделить в логопедической работе по формированию лексической системности два основных направления: накопление лексических единиц; целенаправленное формирование у ребенка системы семантических значений (упорядочивание языковых единиц).

Развитие семантического компонента лексики должно быть неразрывно связано с расширением представлений ребенка об окружающей действительности. Работа над семантическим компонентом неотделима от работы над другими компонентами речеязыковой системы. При формировании словаря особое внимание должно быть обращено на взаимосвязь лексического и грамматического значений слова. Словарь ребенка должен развиваться параллельно с развитием мыслительных операций. Именно аналитико-синтетическая работа со словом формирует его как языковой знак.

2. Использование психолингвистического подхода при сравнительном исследовании семантического компонента у детей с нормальным и нарушенным речевым развитием позволило выявить у них как общие, так и специфические особенности формирования предикативной лексики.

Страницы: 1 2 3


Прочие статьи:

Категориальный аппарат педагогики: педагогическое взаимодействие
Любой процесс есть последовательная смена одного состояния другим. В педагогическом процессе она есть результат педагогического взаимодействия. Именно поэтому педагогическое взаимодействие составляет сущностную характеристику педагогического процесса. Оно, в отличие от любого другого взаимодействи ...

Стимулирующая функция контроля ЗУНов в учебно-познавательной деятельности младших школьников
Проверка и оценка достижений младших школьников является весьма существенной составляющей процесса обучения и одной из важных задач педагогической деятельности учителя. Существует ряд функций, которые выполняют контроль и оценка: Социальная - проявляется в требованиях предъявляемых обществом к ур ...

Повышение резистентности организма дошкольника к простудным заболеваниям – основная задача проведения прогулки в ДОУ
Самой большой ценностью человека является здоровье, основа которого закладывается в раннем детстве, поэтому на воспитателей детских учреждений ложится большая ответственность за здоровье подрастающего поколения. Понятие «болезнь» и «здоровье» тесно связаны между собой. Измерить здоровье и болезнь ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru