Диагностика сформированности семантического компонента у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Новая педагогика » Развитие семантического компонента у дошкольников с общим недоразвитием речи » Диагностика сформированности семантического компонента у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Страница 3

Были выявлены выраженные нарушения в организации семантического компонента лексики у дошкольников с ОНР. Это объясняется трудностями процесса выбора слов, реализации операций номинации и предикации, общей незрелостью парадигматических, синтагматических связей и деривационных отношений. У дошкольников с ОНР формирование изучаемой лексики осуществляется в значительно более поздние сроки и имеет качественные отличия по сравнению с нормой.

На основании вышеперечисленного были определены основные задачи, конкретное содержание коррекционно-развивающей работы по формированию семантического компонента у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, выбраны наиболее оптимальные методы и способы логопедического воздействия.

Была разработана экспериментальная серия занятий с применением специфических визуальных опор, направленная на адекватное понимание и употребление предикативных единиц в самостоятельных высказываниях различной длины способствовала формированию предикации, совершенствованию коммуникативных умений и навыков у детей с ОНР.

В процессе коррекционно-логопедического обучения у всех дошкольников были выявлены значительные количественные и качественные изменения состояния предикативной лексики, что выражалось в следующем: тенденции усвоения парадигматических (ассоциативных), синтагматических (предикативных) связей и деривационных отношений; положительной динамике развития лексико-семантического компонента в структуре значения предикатов; сокращении числа ответов с использованием жестов, случайных реакций, однокоренных замен, отказов; расширении длины высказывания; воспроизведении текстового сообщения.

В результате контрольного эксперимента, направленного на выявление эффективности предложенной нами экспериментальной методики, было выявлено, что в результате коррекционно-логопедического обучения у детей с ОНР (II уровень) отмечалось значительное расширение объёма предикативной лексики, что сокращало сроки перехода на более высокий уровень речевого развития.

3. В результате проведённого коррекционного обучения детей с ОНР (II уровень) произошло усвоение предикативных единиц, осуществлено их введение в структуру высказываний различной длины. Таким образом, систематическая, поэтапная, специально организованная логопедическая работа по формированию предикативной лексики у детей с ОНР (II уровень) различного генеза позволила качественно и количественно изменить их словарный запас.

Проведённое исследование имеет перспективы развития в плане продолжения изучения семантического компонента предикативной лексики у дошкольников с ОНР (II уровень), а также дальнейшей разработки и совершенствования методики, направленной на формирование семантического компонента у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Страницы: 1 2 3 


Прочие статьи:

Методические рекомендации по организации работы в малых группах на уроках английского языка с целью развития диалогической речи
Целью нашей выпускной квалификационной работы было доказательство эффективности развития диалогической речи в малых группах на уроках английского языка на среднем этапе в основной общеобразовательной школе. Проанализировав теоретические наработки российских и зарубежных авторов-методистов, мы выде ...

Требования к преподавателю-организатору в процессе организации военно-патриотического воспитания
При освещении в предыдущих главах вопросов о целях, содержании, формах и методах учебно-воспитательской работы в школе постоянно шла речь об учителе и его деятельности. Именно он реализует цели и задачи воспитания (в данном случае – военно-патриотического), организует активную учебно-познавательну ...

Задачи нравственного воспитания
Задачи нравственного воспитания и его содержание меняется в зависимости от ряда обстоя­тельств и условий: запросов общества, экономических фак­торов, уровня развития науки, возможностей возраста вос­питуемых. Следовательно, на каждом этапе своего развития общество решает разные задачи воспитания ...

Меню сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru