Диагностика сформированности семантического компонента у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Новая педагогика » Развитие семантического компонента у дошкольников с общим недоразвитием речи » Диагностика сформированности семантического компонента у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Страница 3

Были выявлены выраженные нарушения в организации семантического компонента лексики у дошкольников с ОНР. Это объясняется трудностями процесса выбора слов, реализации операций номинации и предикации, общей незрелостью парадигматических, синтагматических связей и деривационных отношений. У дошкольников с ОНР формирование изучаемой лексики осуществляется в значительно более поздние сроки и имеет качественные отличия по сравнению с нормой.

На основании вышеперечисленного были определены основные задачи, конкретное содержание коррекционно-развивающей работы по формированию семантического компонента у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, выбраны наиболее оптимальные методы и способы логопедического воздействия.

Была разработана экспериментальная серия занятий с применением специфических визуальных опор, направленная на адекватное понимание и употребление предикативных единиц в самостоятельных высказываниях различной длины способствовала формированию предикации, совершенствованию коммуникативных умений и навыков у детей с ОНР.

В процессе коррекционно-логопедического обучения у всех дошкольников были выявлены значительные количественные и качественные изменения состояния предикативной лексики, что выражалось в следующем: тенденции усвоения парадигматических (ассоциативных), синтагматических (предикативных) связей и деривационных отношений; положительной динамике развития лексико-семантического компонента в структуре значения предикатов; сокращении числа ответов с использованием жестов, случайных реакций, однокоренных замен, отказов; расширении длины высказывания; воспроизведении текстового сообщения.

В результате контрольного эксперимента, направленного на выявление эффективности предложенной нами экспериментальной методики, было выявлено, что в результате коррекционно-логопедического обучения у детей с ОНР (II уровень) отмечалось значительное расширение объёма предикативной лексики, что сокращало сроки перехода на более высокий уровень речевого развития.

3. В результате проведённого коррекционного обучения детей с ОНР (II уровень) произошло усвоение предикативных единиц, осуществлено их введение в структуру высказываний различной длины. Таким образом, систематическая, поэтапная, специально организованная логопедическая работа по формированию предикативной лексики у детей с ОНР (II уровень) различного генеза позволила качественно и количественно изменить их словарный запас.

Проведённое исследование имеет перспективы развития в плане продолжения изучения семантического компонента предикативной лексики у дошкольников с ОНР (II уровень), а также дальнейшей разработки и совершенствования методики, направленной на формирование семантического компонента у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Страницы: 1 2 3 


Прочие статьи:

Урок формирования грамматических навыков по ПассовуЕ.И
Грамматическим урок является только по материалу, по духу же он – речевой, как и «лексический», как и все другие. Это урок формирования речевых навыков, и принцип функциональности должен проявляться на этом уроке с особой четкостью. Почему? Ответ кроется в характере грамматических навыков. Что та ...

Сущность экологического воспитания
Природа - это удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир человека, и, прежде всего ребенка - дошкольника, трудно переоценить. Проблема экологического воспитания и образования - одна из самых актуальных на сегодняшний день. Уже с дошкольного возраста необходимо заклад ...

Сознание – это продукт, производимый обществом
Человека можно воспитать с каким угодно сознанием, то есть заложить в него внутреннюю программу. Существует много методов манипуляции сознанием: - открытая и скрытая реклама, пропаганда (СМИ, кино, телевидение); - высмеивание (когда юморист высмеивает какую-нибудь серьёзную проблему, она переста ...

Меню сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru