Диагностика сформированности семантического компонента у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Новая педагогика » Развитие семантического компонента у дошкольников с общим недоразвитием речи » Диагностика сформированности семантического компонента у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Страница 1

На контрольном этапе эксперимента эффективность коррекционного воздействия устанавливалась в ходе исследования глагольных, именных, адъективных, наречных предикатов; сопоставительного изучения предикативных связей и предикативной структуры в высказываниях различной длины.

Для сопоставления результатов и выявления эффективности экспериментального обучения была сформирована подгруппа-2, в которую вошли дети с ОНР (II уровень). Так, подгруппа-1 и подгруппа-2 по возрастным показателям были однородными.

В начале учебного года стартовые показатели у дошкольников обеих групп были одинаковыми. В конце обучающего эксперимента результаты испытуемых подгруппы-1 оказались значительно выше, в отличие от детей подгруппы-2. У всех детей обеих подгрупп после обучающего эксперимента отмечалась позитивная динамика в формировании предикативной лексики (см. диаграмму 3 и 4).

Диаграмма 3

Сравнительная характеристика особенностей импрессивной стороны предикативной лексики дошкольников на констатирующем и контрольном этапах эксперимента

Результаты 1-го констатирующего Результаты 2-го среза после

среза формирующего эксперимента

Подгруппа-1

Подгруппа-2

- высокий уровень

- средний уровень

- низкий уровень

Диаграмма 4

Сравнительная характеристика особенностей экспрессивной стороны предикативной лексики дошкольников на констатирующем и контрольном этапах эксперимента

Результаты 1-го констатирующего Результаты 2-го среза после среза формирующего эксперимента

Подгруппа-1

Подгруппа-2

- высокий уровень

- средний уровень

- низкий уровень

В конце учебного года дети обеих групп достигли верхней границы второго уровня речевого развития.

Следует отметить, что более высокие показатели уровня сформированности семантического компонента предикативной лексики в подгруппе-1 объясняются систематической работой с использованием занятий, направленных на активизацию именных, глагольных, адъективных и наречных предикатов, усвоение парадигматических, синтагматических связей и деривационных отношений между ними в высказываниях различной длины.

Сравнительный анализ данных в начале и в конце экспериментального обучения с достаточной степенью достоверности позволил сделать общий вывод об эффективности предлагаемых занятий по формированию семантического компонента предикативной лексики у детей с ОНР (II уровень).

Полученные данные в ходе исследования позволили нам сделать следующие выводы:

1. Выраженные нарушения в организации семантического компонента лексики у дошкольников с ОНР различного генеза объясняются трудностями процесса выбора слов, реализации операций номинации и предикации, общей незрелостью парадигматических, синтагматических связей и деривационных отношений. У дошкольников с ОНР формирование изучаемой лексики осуществляется в значительно более поздние сроки и имеет качественные отличия по сравнению с нормой.

2. Разработанная экспериментальная серия занятий с применением специфических визуальных опор, направленная на адекватное понимание и употребление предикативных единиц в самостоятельных высказываниях различной длины способствовала формированию предикации, совершенствованию коммуникативных умений и навыков у детей с ОНР.

3. В процессе коррекционно-логопедического обучения у всех дошкольников прослеживались значительные количественные и качественные изменения состояния семантического компонента предикативной лексики, что выражалось в следующем: тенденции усвоения парадигматических (ассоциативных), синтагматических (предикативных) связей и деривационных отношений; положительной динамике развития семантического компонента в структуре значения предикатов; сокращении числа ответов с использованием жестов, случайных реакций, однокоренных замен, отказов; расширении длины высказывания; воспроизведении текстового сообщения.

Страницы: 1 2 3


Прочие статьи:

Сущность понятия "грамматический навык"
Контроль грамматических навыков является одним из важнейших этапов обучения иностранному языку. Под грамматикой мы понимаем структуру языка, систему правил, которые диктуют допустимые последовательности элементов языка, образующих предложение на этом языке. Существует большое количество определен ...

Диагностика сформированности семантического компонента у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
На контрольном этапе эксперимента эффективность коррекционного воздействия устанавливалась в ходе исследования глагольных, именных, адъективных, наречных предикатов; сопоставительного изучения предикативных связей и предикативной структуры в высказываниях различной длины. Для сопоставления резуль ...

Виды грамматических навыков
Методисты выделяют два вида грамматических навыков: рецептивные и продуктивные, исходя из видов речевой деятельности. Под продуктивными грамматическими навыками понимается способность говорящего выбрать модель, адекватную речевой задаче, и оформить ее соответственно нормам данного языка. Под рецеп ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru