Самостоятельность и самостоятельная работа в учебной деятельности

Страница 1

Одной из важнейших задач, стоящих перед школой на современном этапе ее развития, заключатся в том, чтобы воспитать у школьников стремление к совершенствованию своих знаний, научить их применять на практике, «помогать им вырабатывать самостоятельность мышления». Необходимо уделять особое внимание обучению самостоятельности у учащихся. Необходимым условием учебно-воспитательного процесса в школе является выработка у учащихся умений и навыков самостоятельной работы.

Глубина и прочность знаний младших школьников, навыки их применения знаний на практике в значительной степени зависит от сформированности умения работать самостоятельно. Проблема самостоятельности была поставлена Я. А. Коменским. Он указывал, что можно выучить наизусть только то, что хорошо понять рассудком. А. Дистервег основным принципом воспитания считал самостоятельность. Он подчеркивал, что только те знания и навыки имеют ценность, которые приобретены самостоятельным путем. По его мнению, ученики с помощью учителя должны ясно осознать, какую пользу приносит изучение в повседневной жизни.

В специальной литературе существуют различные трактовки определению самостоятельности. Мысли о самостоятельной работе можно найти в трудах В.Г. Белинского, Н.И. Пирогова, Н.Г. Чернышевского. Главное в их педагогических воззрениях состоит в том, что необходимо будить мысль учащегося, развивать их умственные способности, прививать навыки самостоятельной работы.

Анализируя различные источники, самостоятельность в учебной деятельности можно определить как способность, предполагающую работу учащихся, совершаемую собственными силами, без посторонних влияний, без чужой помощи. Также это и умение учащихся самостоятельно планировать свою деятельность, правильно ее контролировать и оценивать.

Одной из главных задач учебного процесса является выработка у младших школьников умений и навыков самостоятельной работы. Глубина и прочность знаний младших школьников, и развитие у них необходимых автоматизмов в применении этих знаний на практике в значительной степени зависят от умения самостоятельно работать.

Само учение школьников осуществляется как под руководством учителя, так и в ходе самостоятельной работы. Самостоятельная работа активизирует мыслительную деятельность учащихся, делая учение более результативным. Самостоятельная работа имеет огромное значение для учащихся в овладении содержанием образования. Задача обучающей стороны - отобрать содержание обучения, обеспечить рациональную организацию самообучения, сформировать самометодику учащихся - осознанное владение приемами учебного труда.

Как уже было отмечено, самостоятельность развивается у младших школьников в процессе самостоятельной работы. Термин «самостоятельная работа» кажется довольно простым и ясным - это работа, которая выполняется самим учащимся, без непосредственного участия учителя. Но существуют различные точки зрения по этому поводу. Например, Р.Б. Срода под самостоятельной работой понимает такую деятельность учащихся, которую они выполняют, проявляя максимум активности, творчества, самостоятельного суждения, инициативы.

Страницы: 1 2


Прочие статьи:

Изложение с предварительным анализом текста
В первом варианте обучающего эксперимента изложение проводилось с предварительным анализом текста. Для изложения были отобраны два повествовательных рассказа для 6 и 7 классов. Тексты даны в приложении, а их характеристика на страницах. Рассмотрим несколько полно, правильно и последовательно переда ...

Социологический аспект молодежной культуры
Приобретение рок-музыкой столь всеобъемлющей популярности имело социологические причины с самого начала. Во второй половине 20 века молодежь всех индустриально-развитых стран мира вступает в "общество взрослых" существенно иными путями, нежели в предшествующие периоды. Один из традиционны ...

Понятие открытой системы, ее свойства
В теории управления можно выделить три основных и наиболее общих подхода: функциональный, процессный, системный и ситуационный. Согласно функциональному (процессному) подходу управление образовательным учреждением есть совокупность управленческих функций. В рамках системного подхода (С.И. Архангель ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru