Самостоятельность и самостоятельная работа в учебной деятельности

Страница 2

Г.Б. Рогова подчеркивает, что самостоятельная работа - деятельность, предполагающая максимум активности учащихся по отношению к предмету деятельности, к осваиваемому материалу, что обеспечивает его прочное усвоение.

Б.П. Есипов рассматривает понятие самостоятельной работы в связи с понятием активности и самостоятельности: самостоятельная работа учащихся, включенная в процесс обучения, это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию в специально предоставленное время; при этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной в задании цели, проявляя свои усилия и выражая в той или иной форме результаты своих действий.

П.И. Пидкасистый дал следующее определение понятию самостоятельной работы: самостоятельная работа – средство организации и выполнения учащимися определенной деятельности в соответствии с поставленной целью, средство вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, средство его логической и психической организации. Из этого определения следует, что важно создавать условия, при которых учащиеся «выходят навстречу знаниям», т. к. получаемое в готовом виде проходит мимо их сознания и не остается в памяти.

Т.С. Панфилова считает, что самостоятельная работа - это «работа, которая требует от учащихся активной мыслительной деятельности, инициативы, применения ранее полученных знаний на практике». Однако, с одной стороны, это определение широко, его можно отнести и к работе, выполняемой учащимися вместе с учителем при его непосредственном участии. С другой стороны, ограниченно, поскольку указывает только на одно из звеньев процесса обучения - применения знаний.

Проведя анализ данных определений, можно сделать вывод о том, что самостоятельная работа - это такая деятельность, которая предполагает максимум активности, творчества, инициативы учащихся к осваиваемому материалу, что обеспечивает его прочное усвоение.

Умениями самостоятельной работы дети овладевают не сразу, и их практическая, самостоятельная деятельность должна быть организована так, чтобы им приходилось преодолевать нарастающие трудности, проявляя все большую и большую степень самостоятельности в достижении поставленной цели. Навыки самостоятельной работы, выработанные у учащихся в течение учебного процесса, должны остаться на всю жизнь. У младших школьников должна быть создана потребность заниматься без принуждения со стороны учителя. Эта потребность и становится результатом самостоятельной работы учащихся.

По-нашему мнению, самостоятельная работа включает в себя не только выполнение учащимися домашнего задания, но также работу учащихся на уроке, во внеклассных мероприятиях. Таким образом, понятие самостоятельной работы охватывает самостоятельную деятельность младших школьников во всем процессе обучения.

Страницы: 1 2 


Прочие статьи:

Этапы становления системы развивающего обучения Л.В. Занкова
Леонид Владимирович Занков родился 23 апреля 1901 года в Варшаве, в семье русского офицера. В 1916 г. он окончил гимназию в Москве. В первые послереволюционные годы недавний гимназист начал учительствовать в сельской школе поселка Турдей Тульской области. В 1919 г. Л.В. Занков переходит на работу ...

Формирование представления о цвете как выразительном средстве
Проблема формирования представления о цвете как выразительном средстве у студентов профессионального образования, во взаимосвязи личностных данных и собственного творчества, отличающегося новизной и оригинальностью, до сих пор недостаточно разработана. Требуется создание особых педагогических усло ...

Взаимосвязь педагогической науки и практики
Слово педагогика употребляется в четырех значениях: 1) как явление жизни, т.е. как процесс реального обучения, воспитания, образования, развития и самосовершенствования людей в педагогических учреждениях, в жизни каждого человека, общества и деятельности государства; 2) как наука, изучающая педа ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru