Контроль и самоконтроль в процессе самостоятельной работы

Страница 1

Важный вопрос - это контроль со стороны учителя и самоконтроль со стороны учащегося. Проблема следящего контроля за действиями учащегося в процессе самостоятельной работы очень сложная, обеспечить такой контроль нелегко. В этих условиях большое значение принимает самоконтроль со стороны учащегося.

Нужно научить школьника умело пользоваться образцами выполнения заданий. Овладев способом выполнения определенного задания по образцу, учащийся выработает у себя навык самоконтроля путем сопоставления образца с тем, как он выполнил задание.

Учащийся должен научиться с помощью учителя пользоваться таблицами, схемами для установления правильности выполнения задания. Для развития самоконтроля следует шире пользоваться тестовой методикой, которая позволяет и учителю, и учащемуся быстро и достаточно надежно определять наличие знания, сформированности навыков и умений; учитель предлагает тест, учащиеся его выполняют, затем учитель дает «ключ», учащиеся сверяют с ним свой ответ.

Контроль со стороны учителя может осуществляться такими способами:

постановка вопросов, выявляющих осмысление нового материала;

про ведение коротких письменных работ;

использование классной доски.

Можно надеяться, что хорошо организованная целенаправленная самостоятельная работа учащихся положительно повлияет на мотивацию учения и формирование личности ученика.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что воспитание самостоятельности младших школьников достигается в процессе самостоятельной работы. Для эффективного осуществления процесса обучения во всех его звеньях требуется высокая активность учащихся. Высокая степень активности достигается в самостоятельной работе, организованной с учебно-воспитательными целями.

Самостоятельная работа младших школьников проявляется в действиях различного характера:

в подражании образцу;

в тренировочных образцах;

в упражнениях на измененном материале;

в осмыслении прослушанного и прочитанного материала;

материала наблюдений;

в приобретении новых знаний из разных источников;

в применении знаний в умственной и практической творческой деятельности;

в повторении изученного и в учете своих знаний.

Степень самостоятельности должна постепенно нарастать, это обеспечивается изменением характера заданий. В конечном итоге, дети должны научиться самостоятельному планированию выполнения сложных заданий, требуемых познавательной и практической деятельности, самоконтролю, учету своей работы и оценке ее хода и результатов.

Включение самостоятельной работы детей не снижает руководящей роли учителя. Наоборот, руководящая функция учителя становиться сложнее и требует более высокого мастерства. Учителю необходимо вводить в учебный процесс обучение школьников разнообразным методам и приемам самостоятельной работы, составлять задания с постепенным нарастанием степени самостоятельности, инструктировать и консультировать учащихся, приучать их к самоконтролю. Изучать их развитие с учетом индивидуальности каждого и при этом воспитывать у них активность, самостоятельность и инициативность как черты личности.

Таким образом, самостоятельная работа учащихся, включенная в процесс обучения - это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию в специально представленное для этого время; при этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной в задании цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результаты действий.

Анализ психолого-педагогической литературы и периодических изданий показал, что проблема формирования самостоятельности при изучении окружающего мира является актуальной. Именно в младшем школьном возрасте учебная деятельность является ведущей и именно этот период наиболее благоприятен для формирования самостоятельности. Если навыки самостоятельной работы – основного компонента самостоятельности – не будут усвоены в младшем школьном возрасте, то в старшем возрасте это проявится в неумении учиться, затрате больших сил на учебу.

Одной из важнейших задач, стоящих перед школой на современном этапе ее развития, заключатся в том, чтобы воспитать у школьников стремление к совершенствованию своих знаний, научить их применять на практике. Глубина и прочность знаний младших школьников, навыки их применения знаний на практике в значительной степени зависит от сформированности умения работать самостоятельно.

Страницы: 1 2


Прочие статьи:

Виды дисграфии
Классификация дисграфии осуществляется на основе различных критериев: с учетом нарушенных анализаторов, психических функций, несформированности операций письма. О.А. Токарева выделяет 3 вида дисграфии: акустическую, оптическую, моторную. При акустической дисграфии отмечается недифференцированность ...

Понятие личности
Будучи высшим творением природы, в известной нам части Вселенной, человек не является чем-то застывшим, раз и навсегда данным. Он изменяется, развивается. В процессе развития он становится личностью, в полной мере ответственной за свои поступки и действия. Существенное значение для педагогики имеет ...

Рекомендации по организации работы младших школьников в программе Scratch
Простота освоения сочетается в Scratch с огромным потенциалом. Особенно интересен этот язык для начального уровня изучения программирования. Но программирование — это не только операторы, алгоритмы и структуры данных: это ещё и множество идей, которые для своего усвоения требуют наглядности, пусть ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru