Контроль и самоконтроль в процессе самостоятельной работы

Страница 1

Важный вопрос - это контроль со стороны учителя и самоконтроль со стороны учащегося. Проблема следящего контроля за действиями учащегося в процессе самостоятельной работы очень сложная, обеспечить такой контроль нелегко. В этих условиях большое значение принимает самоконтроль со стороны учащегося.

Нужно научить школьника умело пользоваться образцами выполнения заданий. Овладев способом выполнения определенного задания по образцу, учащийся выработает у себя навык самоконтроля путем сопоставления образца с тем, как он выполнил задание.

Учащийся должен научиться с помощью учителя пользоваться таблицами, схемами для установления правильности выполнения задания. Для развития самоконтроля следует шире пользоваться тестовой методикой, которая позволяет и учителю, и учащемуся быстро и достаточно надежно определять наличие знания, сформированности навыков и умений; учитель предлагает тест, учащиеся его выполняют, затем учитель дает «ключ», учащиеся сверяют с ним свой ответ.

Контроль со стороны учителя может осуществляться такими способами:

постановка вопросов, выявляющих осмысление нового материала;

про ведение коротких письменных работ;

использование классной доски.

Можно надеяться, что хорошо организованная целенаправленная самостоятельная работа учащихся положительно повлияет на мотивацию учения и формирование личности ученика.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что воспитание самостоятельности младших школьников достигается в процессе самостоятельной работы. Для эффективного осуществления процесса обучения во всех его звеньях требуется высокая активность учащихся. Высокая степень активности достигается в самостоятельной работе, организованной с учебно-воспитательными целями.

Самостоятельная работа младших школьников проявляется в действиях различного характера:

в подражании образцу;

в тренировочных образцах;

в упражнениях на измененном материале;

в осмыслении прослушанного и прочитанного материала;

материала наблюдений;

в приобретении новых знаний из разных источников;

в применении знаний в умственной и практической творческой деятельности;

в повторении изученного и в учете своих знаний.

Степень самостоятельности должна постепенно нарастать, это обеспечивается изменением характера заданий. В конечном итоге, дети должны научиться самостоятельному планированию выполнения сложных заданий, требуемых познавательной и практической деятельности, самоконтролю, учету своей работы и оценке ее хода и результатов.

Включение самостоятельной работы детей не снижает руководящей роли учителя. Наоборот, руководящая функция учителя становиться сложнее и требует более высокого мастерства. Учителю необходимо вводить в учебный процесс обучение школьников разнообразным методам и приемам самостоятельной работы, составлять задания с постепенным нарастанием степени самостоятельности, инструктировать и консультировать учащихся, приучать их к самоконтролю. Изучать их развитие с учетом индивидуальности каждого и при этом воспитывать у них активность, самостоятельность и инициативность как черты личности.

Таким образом, самостоятельная работа учащихся, включенная в процесс обучения - это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию в специально представленное для этого время; при этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной в задании цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результаты действий.

Анализ психолого-педагогической литературы и периодических изданий показал, что проблема формирования самостоятельности при изучении окружающего мира является актуальной. Именно в младшем школьном возрасте учебная деятельность является ведущей и именно этот период наиболее благоприятен для формирования самостоятельности. Если навыки самостоятельной работы – основного компонента самостоятельности – не будут усвоены в младшем школьном возрасте, то в старшем возрасте это проявится в неумении учиться, затрате больших сил на учебу.

Одной из важнейших задач, стоящих перед школой на современном этапе ее развития, заключатся в том, чтобы воспитать у школьников стремление к совершенствованию своих знаний, научить их применять на практике. Глубина и прочность знаний младших школьников, навыки их применения знаний на практике в значительной степени зависит от сформированности умения работать самостоятельно.

Страницы: 1 2


Прочие статьи:

Подбор игрушек для разных возрастных групп
В младших группах должны быть игрушки, обеспечивающие развитие движений и их совершенствование: крупные мячи для катания, перекатывания, бросания; разнообразные цветные грузовики, каталки, тележки. Сюжетно-образные игрушки (куклы, животные, предметы обихода) по содержанию и оформлению отражают ок ...

Говорение как деятельность
Говорение – это один из видов деятельности, поэтому оно обладает многими признаками деятельности вообще; но говорение есть речевая деятельность, следовательно, у него имеются и какие-то специфические признаки. Говорение является всегда мотивированным процессом. Человек, как правило, говорит потом ...

Влияние игрушки на развитие ребенка
Ведущими же атрибутами детских игр являются игрушки различного вида, которые оказывают на него разноплановое, как позитивное, так и негативное, влияние. Игра как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребенка, она способствует освоению им опыта человеческой ...

Меню сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru