Научно-методическая работа и применение компьютерных технологий на исторических факультетах в последние годы XX века

Новая педагогика » Формирование новых принципов исторического образования в современной России и их реализация в высшей школе Дона, Кубани, Ставрополья » Научно-методическая работа и применение компьютерных технологий на исторических факультетах в последние годы XX века

Страница 1

Как известно, одной из задач исторического образования является выявление и изучение основных закономерностей развития общества со времени его возникновения до наших дней. Именно история позволяет не только проследить изменения в системе общественных отношений, но и понять основные направления развития человечества. Ярко выраженный воспитательный характер истории позволяет говорить о её особой роли в формировании гражданского общества.

Наличие у преподавателя истории чётких программных установок, стабильных учебников и методических пособий, дополнительной монографической литературы в недавнем прошлом было важнейшим показателем эффективности и надёжности работы вузовского педагога. Определённой идеологически отшлифованной базе знаний по всем курсам отечественной и всеобщей истории соответствовала чёткая методическая надстройка в виде указаний, разработок вплоть до того, как лучше построить, провести занятия по той или иной теме.

Свобода преподавателя, плюрализм мнений и шквал оценок исторических событий; а также отсутствие современной концепции преподавания истории в наши дни породили в вузе ряд опасных тенденций.

Одна из них связана с пренебрежением известными подходами к отбору содержания учебного исторического материала. При изучении теоретического содержания курсов истории одни преподаватели больше внимания уделяют историческим личностям, другие - краеведческому материалу, третьи строят своё преподавание на базе социально-экономической истории, четвёртые - предлагают изучать предмет с уклоном в историю церкви и религии, пятые настаивают на изучении культуры, быта нравов, повседневной жизни. Доцент МПГУ М.В. Короткое в этой связи спрашивает: «Кто прав?», а отвечает каждый по-своему, но все вместе готовят выпускников с различными, ограниченными представлениями, разным уровнем осмысления исторического процесса, в конечном счете, с различными мировоззренческими установками и социальными ориентирами».106

Другая тенденция, порождаемая современными процессами в системе исторического образования; - это беспомощность многих преподавателей в вопросах методологии. Часть из них отказалась от марксистской теории, но при этом не позаботились, чтобы подкрепить свой идейно-теоретический багаж современными теориями, скажем, цивилизационной, культурологический, антропологической и т.д. Вместе с тем, в 90-е гг. преподавание истории насыщено большим количеством материала, который часто не содержит теоретических обобщений или даже заключительного вывода, а порой и преподавательской позиции. Такие занятия теряют свою целостность и снижают объективный интерес студентов к истории.

И, наконец, третья тенденция - подавление историческим содержанием методик преподавания, а часто и просто отсутствие всякой методики преподавания истории в вузе. Преподавать историю без продуманной методической системы, как справедливо отмечают современные историки-методисты, - это глубочайшая ошибка и серьёзная издержка современного исторического образования.107

Все перечисленные тенденции не способствуют быстрому и качественному обучению студентов, развитие необходимых историку умений и навыков, а также научно-исследовательского интереса. Именно поэтому для современного преподавания так необходима разработка концептуальных основ. Современная концепция исторического образования нацеливает на приоритетность изучения отечественной истории; рассмотрение её в контексте мирового развития; преемственность между уровнями исторического образования в рамках становления системы непрерывного образования; углубление содержания читаемых исторических дисциплин и расширение объёма учебного времени; повышение воспитательной роли исторического образования и Современный учебный процесс требует оснащения определённой литературой, учебно-методическими пособиями и техническими средствами. Помимо собственно учебника, написанного с учётом обязательного минимума содержания профессиональной образовательной программы по направлениям специальности «История», для обучения историков признаны необходимыми хрестоматия или практикумы, книги-справочники, исторические карты и атласы.,09 Также сейчас становится очевидным использование в преподавании истории аудио- и видеозаписей, ресурсов Интернет по отечественной и зарубежной истории.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Прочие статьи:

Категория детей, с которыми работает социальный педагог в МЦ « Диалог»
Одним из самых важных и в тоже время наиболее сложных направлений профессиональной деятельности социального педагога в МЦ « Диалог» является социально-педагогическая работа с детьми, которую так или иначе всегда выделяют в самостоятельную категорию, но называют ее по-разному: трудные, трудновоспит ...

Теоретическое обоснование методики
Ученые, имеющие многолетнюю педагогическую практику в школе часто указывают на то, что педагоги, родители детей, страдающих дисграфией, обращаются за помощью логопеда тогда, когда с возникшими проблемами они сами уже не могут справиться. Логопеду приходится иметь дело с достаточно запущенной пробл ...

Христианство против пьянства
«Ни пьяницы, ни злоречивые Царства Божия не наследуют» (1 Кор.6;9-10) Святитель Василий Великий говорил: «Нет конца этому злу: пьянство само себя заводит всё дальше, никогда не утоляя потребности, но порождая всё большую жажду и требуя всё нового питья». «Вино потопляет рассудок и ум и возбужда ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru