Анализ понятий: педагогика сотрудничества, педагогическая поддержка

Новая педагогика » Педагогическая деятельность » Анализ понятий: педагогика сотрудничества, педагогическая поддержка

Страница 1

Педагогика сотрудничества

Педагогика сотрудничества является одним из наиболее всеобъемлющих педагогических обобщений 80-х гг., вызвавших к жизни многочисленные инновационные процессы в образовании. Название этой технологии было дано группой педагогов-новаторов, в обобщенном опыте которых соединились лучшие традиции русской школы (К. Д. Ушинский, Н. П. Пирогов, Л. Н. Толстой), школы советского периода (С. Т. Шацкий, В. А. Сухомлинский, А. С. Макаренко) и зарубежных педагогов (Ж. Ж. Руссо, Я. Корчак, К. Роджерс, Э. Берн) в области психолого-педагогической практики и науки.

Как целостная технология педагогика сотрудничества пока не воплощена в конкретной модели, не имеет нормативно-исполнительного инструментария; ее идеи вошли почти во все современные педагогические технологии, составили основу "Концепции среднего образования Российской федерации". Поэтому педагогику сотрудничества надо рассматривать как особого типа "проникающую" тех ое й ия, являющуюся воплощением нового педагогического мышления, источником прогрессивных идей и в той или иной мере входящей во многие современные педагогические технологии как их составная часть.

Педагогика сотрудничества имеет следующие классификационные характеристики:

по уровню применения - общепедагогическая технология;

по философской основе - гуманистическая;

по основному фактору развития - комплексная биосоцио- и психогенная;

по концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная поэтапная интериоризация;

по ориентации на личностные структуры - всесто ое й гармоничная;

по характеру содержания: обучающая + воспитательная, светская, гуманистическая, общеобразовательная, проникающая;

по типу управления: система малых групп;

по организационным формам: академическая + клубная, индивидуальная + групповая, дифференцированная;

по подходу к ребенку: гуманно-личностная, субъект-субъектная;

по преобладающему методу: проблемно-поисковая, творческая, диалогическая, игровая;

по категории обучаемых - массовая. Целевые ориентации педагогики сотрудничества;

переход от педагогики требовании к педагогике отношений;

гуманно-личностный подход к ребенку;

единство обучения и воспитания.

Педагогическая поддержка особенно необходима тогда, когда надо прийти на помощь ребёнку или подростку, незащищённому и ранимому, в критических ситуациях, когда его здоровье ослаблено и он нуждается в длительном лечении.

Существуют следующие группы педагогических приемов по работе с трудными детьми:

Созидательные – содействуют улучшению взаимоотношений между воспитателем и воспитанником, установлению душевного контакта: 1) проявление доброты, внимания, заботы; 2) просьба; 3) поощрение (одобрение, похвала, награда, доверие, удовлетворение определенных интересов и потребностей, выражение положительного отношения). Применяя поощрение, следует руководствоваться такими положениями:

- поощряется только тот положительный поступок, который является нерядовым для данного учащегося или в данных условиях;

- любое поощрение должно вызывать у трудновоспитуемого ребенка положительные эмоции;

- форма и цена поощрения должны компенсировать те трудности, которые преодолел ребенок, совершив данный положительный поступок, они должны быть значимы для данной личности, поэтому надо учитывать ее индивидуальные особенности;

- награда должна быть каждый раз, когда совершается нерядовой поступок;

- поощряя ребенка, следует указывать конкретный поступок, являющийся причиной награды;

- помните важнейшее положение: что бы ни случилось, не лишайте ребенка заслуженной похвалы и награды;

- никогда не отнимайте подаренного вами или кем бы то ни было; ребенок должен знать, что, несмотря ни на что, он хороший. И этого простого и главного утверждения родителей и учителей дети ждут от них каждый день;

Страницы: 1 2 3


Прочие статьи:

Модель текста задачи как основа наглядно-образного мышления младших школьников
Мышление школьников при изучении математики строится не только на основе общих психологических механизмов и операций, адекватных усвоению научного знания, но и включает формирование специфических механизмов, моделирующих существенные признаки и способы описания познаваемых объектов, выраженные в и ...

Понятие, сущность, характеристика методов и приёмов, используемых в обучении иностранным языкам
В начале 60-х годов прошлого века были предприняты попытки определить в методике обучения иностранным языкам метод как совокупность приемов обучения. Так возникли методы ознакомления с языковым материалом, методы тренировки и тому подобное. В связи с этим возникла двойственность в понимании данног ...

Диагностическое исследование учебно-познавательной деятельности младших школьников
Государственную педагогическую практику я проходила в Шелопугинской средней общеобразовательной школе. Практическое обоснование исследуемой проблемы мы проводили в 3б классе. Цель исследования: выявить роль отметки в учебно-познавательной деятельности младших школьников. Для достижения поставлен ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru