Одним из самых важных и в тоже время наиболее сложных направлений профессиональной деятельности социального педагога в МЦ « Диалог» является социально-педагогическая работа с детьми, которую так или иначе всегда выделяют в самостоятельную категорию, но называют ее по-разному: трудные, трудновоспитуемые, педагогически запущенные, проблемные, дезадаптированные, дети с девиантным поведением, дети группы риска. Обычно сюда относят следующие категории детей:
-дети с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клинико- патологической характеристики;
-дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных не имеющих юридической силы обстоятельств.
-дети из неблагополучных , асоциальных семей.
-дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке.
Наиболее характерными проявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптации этих детей являются агрессивное поведение, конфликты с учителями и сверстниками, употребление алкоголя и наркотиков, совершение правонарушений (драки, воровство, мошенничество и др.), непосещение школы, бродяжничество, попытки суицида и т.д. Дети приобретают столь «неприглядный» социальный облик не потому, что они такими рождаются, а под воздействием различных, не зависящих от них факторов риска.
Среди этих факторов можно выделить следующие основные группы:
- Медико-биологические: (состояние здоровья, наследственные и врожденные свойства, нарушения в психическом и физическом развитии, травмы внутритробного развития).
- Социально-экономические (материальные проблемы семьи, неблагоприятный психологический климат в семье, аморальный образ жизни родителей; неприспособленность к жизни в обществе).
- Психологические (неприятие себя, невротические реакции, эмоциональная неустойчивость, трудности общения, взаимодействия со сверстниками и взрослыми).
- Педагогические (несоответствие содержания программ общеобразовательного учреждения и условий обучения детей их психофизиологическим особенностям , темпа психического развития и обучения детей, отсутствие интереса к учению, закрытость для положительного опыта, несоответствие образу школьника).
Поэтому такие дети нуждаются в корректировке, или шире- процесса социализации. То есть главная цель социального педагога при таком подходе – приспособить, адаптировать их к социуму, сделать так, чтобы их поведение не выходило за рамки социальной нормы, не препятствовало установлению нормальных отношений с окружающими.
Социально- педагогическая работа специалиста МЦ « Диалог» с детьми группы риска имеет две основные составляющие:
1. Выявление детей этой категории в детской среде и организация работы с ними;
2. Непосредственная индивидуальная или групповая работа с детьми.
Прочие статьи:
Обзор диагностических методик, направленных на изучение разных сторон
психологической готовности дошкольника к школе
Психологическая готовность к школьному обучению - целостное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы производительности. Отставание в развитии одного из компонентов психологической готовности влечет за собой отставание развития д ...
Методика обучения счету и основам математики детей дошкольного возраста через игровую деятельность
В современных школах программы довольно насыщены, существуют экспериментальные классы. Кроме того, все стремительнее входят в наши дома новые технологии: во многих семьях для обучения и развлечения детей приобретают компьютеры. Требование знаний основ информатики предъявляет нам сама жизнь. Все эт ...
Этапы становления системы развивающего обучения Л.В. Занкова
Леонид Владимирович Занков родился 23 апреля 1901 года в Варшаве, в семье русского офицера. В 1916 г. он окончил гимназию в Москве. В первые послереволюционные годы недавний гимназист начал учительствовать в сельской школе поселка Турдей Тульской области.
В 1919 г. Л.В. Занков переходит на работу ...