Психолого-педагогические основы использования игры

Новая педагогика » Игра на уроках истории как активная форма обучения » Психолого-педагогические основы использования игры

Страница 2

Эта проблема интересует и педагогов. Педагоги – практики обращаются к игре, как методу активизации учащихся на уроках истории и делятся своим опытом. Этому подтверждение на страницах таких журналов как «Преподавание истории в школе» и «Преподавание истории и обществознания в школе» по поводу применения игры на уроках.

В 1980-1990-х годах интерес к игре возрастает, в связи с переменами в образовании, которые явились следствием перемен в нашем обществе. Учитель-практик из Астрахани И. В. Кучерук указывает, что «В условиях перестройки общеобразовательной школы ученые и учителя-практики серьезное внимание уделяют поиску наиболее эффективных приемов обучения, новых, нетрадиционных форм построения уроков. Особое место в системе организационных форм и приемов обучения истории принадлежит учебным играм…»

О применении проблемных игр на уроках истории пишет учитель из Москвы М. В. Короткова: « Проблемное обучение получило достаточно широкое распространение в старших классах, где используются уроки-дискуссии, конференции, «круглые столы», уроки-суды, брифинги и т.д. Но в среднем звене преподавание истории остается в целом монологичным. Опыт экспериментального обучения с использованием проблемных уроков в среднем звене школы показал, что проблемные уроки в этих классах нужно проводить в форме ролевых игр. Эта форма обучения соответствует психологическим особенностям школьников данного возраста, отвечает их познавательным потребностям.

Об использовании театрализованной игры рассказывает учитель истории К.А.Баханов: «Театрализованная игра – это такая форма деятельности учащихся, когда с помощью театральных средств происходит изучение, закрепление или обобщение программного материала. Однако словосочетание « театр на уроке» зачастую пугает учителей, так как ассоциируется с массой декораций, костюмов, длительными репетициями, волнениями учеников.

Нужно отметить, что, во-первых, речь идет не об историческом спектакле, а об игре, которая не требует длительных репетиций.

Во-вторых, работа над сценарием, изготовление костюмов является результатом коллективной деятельности.

В- третьих, эффект от уроков столь велик, что учитель просто не может не использовать этих колоссальных возможностей.

Эффективность такого урока заключается в том, что пробуждается познавательный интерес к предмету, достигается высокая степень усвоения материала на основе эмоционального воздействия в процессе игры».

Кандидат исторических наук А.В. Клименко описывает использование такой формы, как брэйн-ринг: «Такая форма работы способствует укреплению у учащихся позитивной установки на расширение своих знаний в ходе работы с расширенным кругом источников информации, выступают средством обогащения социально-исторического опыта, развивают речевую и поведенческую коммуникацию.

Деловые игры со старшеклассниками как один из методов работы описывает учитель из Санкт-Петербурга С.А. Букинич: « Методика учебной работы по-прежнему нацелена на получение знаний, ограничивает возможности и способности учащихся проявить свою индивидуальность. Одно из решений проблемы в применении целостной системы деловых игр по истории, которые повышают мотивацию учеников, развивают их способности к осмыслению событий и явлений, готовят к самостоятельному выбору мировоззренческой позиции, обучают содержательному и эффективному взаимодействию».

В книге Шмакова С.А. «Игры учащихся – феномен культуры» дидактические игры делятся на три группы:

1) предметные игры детей-дошкольников, как манипуляция с игрушками и предметами. Через игрушки-предметы дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, людей и т. д.

2) игры творческие, сюжетно-ролевые в которых сюжет- форма интеллектуальной деятельности. Более показательны в этом плане «игры-путешествия».

3) игры, которые используются как средство развития познавательной активности детей и подростков,- это игры с готовыми правилами и обычно называемые дидактическими.

Поскольку в настоящее время интерес к игре вообще и к дидактической игре, в частности, быстро растет, это естественным образом приводит к увеличению числа игр, а также к их разнообразию. Ориентироваться в них становится сложнее. Поэтому актуальность вопроса классификации игр повышается с каждым днем.

Задача классификации – «навести порядок » во множестве различных игр, выделить принципиальные отличительные признаки, характерные для разных их групп. Классификация должна нести информацию о каждой группе игр. Игра на столько многогранное понятие, что говорить об одной классификационной модели просто невозможно. Из всего многообразия этих моделей следует выделить разделение игр по сущностной игровой основе.

Страницы: 1 2 3


Прочие статьи:

Стадии развития конфликта
Первый этап - зарождение. Характеризуется аморфностью, всеобщностью и включенностью во все многообразные отношения между субъектами. Противоречия на этом этапе существуют потенциально. Они заключены в разных и даже противоречивых ценностях, нормах, потребностях, знаниях и т.д. На этом этапе есть т ...

Решение задач эстетического воспитания и требования к развитию культуры личности к концу пребывания в дошкольном учреждении
Решение задач эстетического воспитания средствами природы требует целенаправленной деятельности педагога: наблюдение за объектами и явлениями природы, отражение полученных впечатлений в разных видах художественной деятельности: в рисовании, лепке, аппликации. Природа - это среда обитания человека ...

Сущность понятия «творческое мышление»
В процессе ощущения и восприятия человек познает окружающий мир в результате непосредственного, чувственного его отражения. Однако внутренние закономерности, сущность вещей не могут отразиться в нашем сознании непосредственно. Ни одна закономерность не может быть воспринята непосредственно органам ...

Меню сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru