Что отличает игру от других форм деятельности (учебной, трудовой, коммуникативной)? Наличие занимательной условности. Таким образом, сущность игры заключается в создании занимательной условной ситуации, благодаря которой деятельность приобретает игровой характер. Поэтому и разделять игры целесообразно исходя из того, за счет чего эта условность достигается. В одних случаях это происходит на основе роли, которой должны придерживаться участники (ролевые игры), в других – условность создают правила; существует также синтетический тип игр.
Итак, классификация по сущностной игровой основе выглядит следующим образом:
- игры с правилами;
- ролевые игры;
- комплексные игровые системы (например, КВН).
В данной работе для нас также важна классификационная модель по структурным элементам урока, в зависимости от дидактических целей игры:
- игры для изучения нового материала;
- игры для закрепления;
- игры для проверки знаний;
- обобщающие игры;
- релаксационные игры-паузы.
Дидактическая игра по истории является практической деятельностью, в которой дети используют знания, полученные не только на уроках истории, но и процессе изучения других учебных дисциплин, а также из жизненного опыта. Несомненным достоинством является то, что по средством игр знания синтезируются, становятся более жизненными. В этом смысле имеет право на существование классификации по межпредметным связям:
- историко-литературные;
- историко-филологические;
- историко-географические;
- историко-математические и т.п.
Иногда, планируя учебный процесс, необходимо разделить обучающие игры по источнику познанию: игры на основе устного изложения учебного материала, игры на основе работы с наглядностью, игры на основе практической работы школьников.
При планировании педагогической работы в определенных случаях важно разделять игры по количеству участников на: групповые, индивидуальные, диалоговые (парные), массовые.
Это только несколько моделей классификации игр, которые позволяют показать некоторые возможности их систематизации в зависимости от целей использования игры в разных аспектах деятельности.
Итак, из выше сказанного следует, что использование игр на уроках рекомендуется учеными разных времен и национальностей и проверено, как эффективное средство активизации учащихся на уроках истории, учителями-практиками.
Прочие статьи:
Программирование в среде Scratch
Scratch – среда программирования, появившаяся относительно недавно, даёт возможность учащимся младшего и среднего школьного возраста создавать игры, фильмы, анимированные истории и многое другое. Программа Scratch в объектно-ориентированной среде «собирается» из разноцветных блоков команд так же, ...
Комплексный подход к преодолению заикания
Непостоянство проявлений заикания порождает у специалистов надежду найти средство или способ удержать, закрепить и расширить возможности свободной речи, которые имеются у каждого заикающегося.
При изучении существовавших ранее приемов, средств и методов преодоления заикания целесообразно рассматр ...
Основополагающие принципы формирования временного коллектива лагеря
Формирования временного детского коллектива в условиях организации летнего отдыха предполагает комплекс эффективных и быстрых способов получения результата на исходном уровне. Признаками, определяющими наличие технологии, являются:
– алгоритмичность процесса;
-оптимальность временных затрат;
– ...