Что отличает игру от других форм деятельности (учебной, трудовой, коммуникативной)? Наличие занимательной условности. Таким образом, сущность игры заключается в создании занимательной условной ситуации, благодаря которой деятельность приобретает игровой характер. Поэтому и разделять игры целесообразно исходя из того, за счет чего эта условность достигается. В одних случаях это происходит на основе роли, которой должны придерживаться участники (ролевые игры), в других – условность создают правила; существует также синтетический тип игр.
Итак, классификация по сущностной игровой основе выглядит следующим образом:
- игры с правилами;
- ролевые игры;
- комплексные игровые системы (например, КВН).
В данной работе для нас также важна классификационная модель по структурным элементам урока, в зависимости от дидактических целей игры:
- игры для изучения нового материала;
- игры для закрепления;
- игры для проверки знаний;
- обобщающие игры;
- релаксационные игры-паузы.
Дидактическая игра по истории является практической деятельностью, в которой дети используют знания, полученные не только на уроках истории, но и процессе изучения других учебных дисциплин, а также из жизненного опыта. Несомненным достоинством является то, что по средством игр знания синтезируются, становятся более жизненными. В этом смысле имеет право на существование классификации по межпредметным связям:
- историко-литературные;
- историко-филологические;
- историко-географические;
- историко-математические и т.п.
Иногда, планируя учебный процесс, необходимо разделить обучающие игры по источнику познанию: игры на основе устного изложения учебного материала, игры на основе работы с наглядностью, игры на основе практической работы школьников.
При планировании педагогической работы в определенных случаях важно разделять игры по количеству участников на: групповые, индивидуальные, диалоговые (парные), массовые.
Это только несколько моделей классификации игр, которые позволяют показать некоторые возможности их систематизации в зависимости от целей использования игры в разных аспектах деятельности.
Итак, из выше сказанного следует, что использование игр на уроках рекомендуется учеными разных времен и национальностей и проверено, как эффективное средство активизации учащихся на уроках истории, учителями-практиками.
Прочие статьи:
Методы и логика педагогического исследования
Каждая наука имеет свой предмет исследования. Своеобразие педагогической науки определяется не только объектом и предметом исследования, но и методами исследования. Методы научного исследования – это приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверную информацию, использующуюся для по ...
Дидактическая игра на уроке
Историческое образование сегодня – один из наиболее сложных и противоречивых элементов федеральной системы образования. Перед учителем истории он ставит важные цели и задачи, решение которых способствует обучению и воспитанию нового поколения.
Так, общей целью исторического образования учащихся я ...
Обучение как способ организации педагогического процесса
Главным и надежным способом получения информации является обучение. Обучение, отражая все существенные свойства педагогического процесса (направленность на гармоничное развитие личности обучаемого, двусторонность), имеет и специфические качественные отличия. Обучение является целенаправленным проц ...