Характеристика этапов речевого развития в онтогенезе

Страница 1

Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни. Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития.

Исследователи выделяют разное количество этапов в становлении речи детей. А.Н. Гвоздев прослеживает последовательность появления в речи ребенка различных частей речи, словосочетаний, разных видов предложений и на этой основе выделяет ряд периодов.

Г.Л. Розенгард-Пупко выделяет в речевом развитии ребенка всего два этапа: подготовительный (до 2 лет) и этап самостоятельного оформления речи.

А.Н. Леонтьев устанавливает четыре этапа в становлении речи детей:

1-й – подготовительный – до одного года;

2-й – преддошкольный этап первоначального овладения языком – до 3 лет;

3-й – дошкольный – до 7 лет;

4-й – школьный - 7-17 лет.

Во время первого этапа происходит подготовка к овладению речью. С момента рождения у ребенка появляются голосовые реакции: крик и плач. Они способствуют развитию тонких и разнообразных движений трех отделов речевого аппарата: дыхательного, голосового, артикуляционного. Около 2-3 месяцев появляется гуление и к началу 5 месяца – лепет – сочетание звуков, неопределенно артикулируемых. С 5 месяцев ребенок слышит звуки, видит артикуляционные движения губ и пытается подражать. Многократное повторение какого-то определенного движения ведет к закреплению двигательного навыка. С 6 месяцев ребенок путем подражания произносит отдельные слоги. В дальнейшем путем подражания ребенок перенимает постепенно все элементы звучащей речи: не только фонемы, но и тон, темп, ритм, мелодику, интонацию. Во втором полугодии он воспринимает определенные звукосочетания и связывает их с предметами или действиями. В возрасте 7-9 месяцев ребенок начинает повторять за взрослыми все более и более разнообразные сочетания звуков. С 10-11 месяцев появляются реакции на сами слова. В это время особо важное значение приобретают условия, в которых формируется речь ребенка (правильная речь окружающих, подражание взрослым). К концу первого года жизни появляются первые слова.

Второй этап – преддошкольный (от 1 года до 3 лет). Это этап становления активной речи. В это время у ребенка появляется особое внимание к артикуляции окружающих. Он очень много и охотно повторяет за говорящим и сам произносит слова. При этом он путает звуки, переставляет их местами, искажает, опускает. С полутора лет слово приобретает обобщенный характер. На протяжении 2-го и 3-го года жизни у ребенка происходит значительное накопление словаря. К началу 3-го года жизни у ребенка начинает формироваться грамматический строй речи. К двум годам дети практически овладевают навыками употребления форм единственного и множественного числа имен существительных, времени и лица глаголов, используют некоторые падежные окончания. В это время понимание речи взрослого значительно превосходит произносительные возможности.

Третий этап – дошкольный (от 3 до 7 лет). В этот период у ребенка все более развивается навык слухового контроля за собственным произношением, умение исправлять его в некоторых возможных случаях. Происходит формирование фонематического восприятия. В этот период продолжается увеличение словарного запаса. Активный словарь ребенка достигает 3000-4000 слов. Значения слов еще более уточняются и обогащаются. У ребенка растёт опыт речевого общения и на его основе формируется чувство языка, способность к словотворчеству, происходит развитие грамматического строя речи. Дети овладевают связной речью. Дети четвертого года жизни пользуются в речи простыми и сложными предложениями. На пятом году жизни они свободно используют в речи сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, составляют пересказ сказки из 40-50 предложений, что свидетельствует об овладении монологической речью. В этот период улучшается фонематическое восприятие: сначала ребенок начинает дифференцировать гласные и согласные звуки, далее - мягкие и твердые согласные, а затем – сонорные, шипящие и свистящие звуки. К этому времени заканчивается формирование правильного звукопроизношения и ребенок говорит совсем чисто.

Страницы: 1 2


Прочие статьи:

Преодоление трудностей в обучении учащихся начальных классов с использованием методов театральной педагогики
Четыре года обучения в начальной школе – это время для запуска многих потенциальных возможностей ребенка. Эти возможности сугубо индивидуальны и в любой детской натуре их множество. Современные образовательные технологии чаще всего ориентированы на среднее и старшее школьное звено, упуская проблем ...

Применение тестов с целью формирования грамматических навыков
Опираясь на результаты проведенного нами эксперимента и на отзывы учителя об уровне знаний, мы решили проводить контроль знаний учащихся несколько раз за модуль для подкрепления старых знаний и лучшего контроля полученных новых знаний. Проанализировав результаты проведенного эксперимента мы решили ...

Специфика воспитательного процесса в детских оздоровительных лагерях
Появление в педагогике понятия «воспитательная система» обусловлено влиянием на теорию и практику воспитания идей системного подхода, получивших широкое распространение в современной науке. Это понятие в настоящее время становится все более распространенным, и есть все основания считать, что в бл ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru