Обучение как способ организации педагогического процесса

Новая педагогика » Теория обучения » Обучение как способ организации педагогического процесса

Главным и надежным способом получения информации является обучение. Обучение, отражая все существенные свойства педагогического процесса (направленность на гармоничное развитие личности обучаемого, двусторонность), имеет и специфические качественные отличия. Обучение является целенаправленным процессом передачи и усвоения знаний, происходящий в ходе активного планового взаимодействия обучающего и обучаемого. Обучение есть не что иное, как специфический процесс познания, который управляется педагогом. Именно направляющая роль обучающего обеспечивает полноценное усвоение учащимися материала (знаний, умений, навыков, развитие творческих способностей и умственных способностей). Главным противоречием обучения является то, что, несмотря на активную роль преподавателя само обучение возможно лишь в случае активности и самого учащегося. Педагог не снабжает ученика готовыми знаниями, а стимулирует активность понимания предмета учеником. Процесс обучения носит характер субъект-субъектного взаимодействия. В современной дидактике основой обучения признано учение, и развитие учащегося рассматривается как следствие его собственной деятельности.

Если преподавание может рассматриваться как способ представления и трансляции знаний, то учение является видом познания и понимания. Познание — обозначает активную умственную деятельность человека, результатом которой является новое знание. Познавательная деятельность - это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Она осуществляется во всех видах деятельности и социальных взаимоотношений между учащимися, а также путем выполнения различных предметно-практических действий во время учебного процесса (лабораторных работ, решении исследовательских задач, конструировании). Именно в процессе обучения познание приобретает четкие границы в особой, присущей только человеку учебно-познавательной деятельности. Учение предполагает овладение знаниями, которые являются уже доказанными. Понимание - это новый уровень отношения человека к знаниям, превращение знаний в свои собственные, и их использование в различных ситуациях. Критерием понимания является готовность учащегося выразить полученные знания на другом языке (другими словами). Обучение основывается на вербально-деятельностном подходе, и всегда в процессе общения. Общение одновременно является средством выражения и познания сущности изучаемого предмета, орудием коммуникации и организации практической познавательной деятельности обучающихся. Оно связано с ценностно-ориентационной деятельностью, целью которой является формирование личностных смыслов и осознание социальной значимости предметов, процессов и явлений окружающей действительности.


Прочие статьи:

Вопросы обучения речи глухих детей в исследованиях сторонников реформаторской педагогики
И. Фаттер разработал новый метод формирования словесной речи путем соединения предмета и речи, который получил национальное и международное признание. На II Международном конгрессе учителей в Милане в 1881 г. было принято решение о том, что чистый устный метод при воспитании и обучении глухих имеет ...

Организационные формы самостоятельной работы
Самостоятельная работа может осуществляться в различных организационных формах: индивидуально, в парах, небольших группах и целым классом. Каждая из названных форм призвана создавать и развивать в совокупности организационные, информационные, познавательные и коммуникационные умения учащихся. К тре ...

Особенности использования дидактического материала в системе М. Монтессори
О значении материала. Следует отметить, что из-за того, что дидактический материал находится на виду, его роль по сравнению с другими элементами подготовленной среды в методе Монтессори часто преувеличивается. Кроме того, в некоторых случаях неправильно понимается его цель. Это не учебное оборудова ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru