Главным и надежным способом получения информации является обучение. Обучение, отражая все существенные свойства педагогического процесса (направленность на гармоничное развитие личности обучаемого, двусторонность), имеет и специфические качественные отличия. Обучение является целенаправленным процессом передачи и усвоения знаний, происходящий в ходе активного планового взаимодействия обучающего и обучаемого. Обучение есть не что иное, как специфический процесс познания, который управляется педагогом. Именно направляющая роль обучающего обеспечивает полноценное усвоение учащимися материала (знаний, умений, навыков, развитие творческих способностей и умственных способностей). Главным противоречием обучения является то, что, несмотря на активную роль преподавателя само обучение возможно лишь в случае активности и самого учащегося. Педагог не снабжает ученика готовыми знаниями, а стимулирует активность понимания предмета учеником. Процесс обучения носит характер субъект-субъектного взаимодействия. В современной дидактике основой обучения признано учение, и развитие учащегося рассматривается как следствие его собственной деятельности.
Если преподавание может рассматриваться как способ представления и трансляции знаний, то учение является видом познания и понимания. Познание — обозначает активную умственную деятельность человека, результатом которой является новое знание. Познавательная деятельность - это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Она осуществляется во всех видах деятельности и социальных взаимоотношений между учащимися, а также путем выполнения различных предметно-практических действий во время учебного процесса (лабораторных работ, решении исследовательских задач, конструировании). Именно в процессе обучения познание приобретает четкие границы в особой, присущей только человеку учебно-познавательной деятельности. Учение предполагает овладение знаниями, которые являются уже доказанными. Понимание - это новый уровень отношения человека к знаниям, превращение знаний в свои собственные, и их использование в различных ситуациях. Критерием понимания является готовность учащегося выразить полученные знания на другом языке (другими словами). Обучение основывается на вербально-деятельностном подходе, и всегда в процессе общения. Общение одновременно является средством выражения и познания сущности изучаемого предмета, орудием коммуникации и организации практической познавательной деятельности обучающихся. Оно связано с ценностно-ориентационной деятельностью, целью которой является формирование личностных смыслов и осознание социальной значимости предметов, процессов и явлений окружающей действительности.
Прочие статьи:
Методические разработки по теме «Сила тяжести»
Интегрированный урок (физика + информатика) по теме "Сила. Сила тяжести. Явление тяготения"
Цели урока:
Сформировать у учащихся понятие о силе, рассмотреть обозначение силы, её графическое изображение силы и познакомиться с первой силой - силой тяжести и её проявлениями.
Отработка и з ...
Этапы социализации
В любом обществе социализация человека имеет особенности на различных этапах. В самом общем виде этапы социализации можно соотнести с возрастной периодизацией жизни человека. Существуют различные периодизации, и приводимая ниже не является общепризнанной. Она весьма условна, но достаточно удобна с ...
Сюжетно-ролевая игра, как средство всестороннего развития ребёнка
Сюжетно-ролевые творческие игры — это игры, которые придумывают сами дети. В играх отражаются знания, впечатления, представления ребенка об окружающем мире воссоздаются социальные отношения. Для каждой такой игры характерны: тема, игровой замысел, сюжет, содержание и роль.
В играх проявляется тво ...