Обучение как способ организации педагогического процесса

Новая педагогика » Теория обучения » Обучение как способ организации педагогического процесса

Главным и надежным способом получения информации является обучение. Обучение, отражая все существенные свойства педагогического процесса (направленность на гармоничное развитие личности обучаемого, двусторонность), имеет и специфические качественные отличия. Обучение является целенаправленным процессом передачи и усвоения знаний, происходящий в ходе активного планового взаимодействия обучающего и обучаемого. Обучение есть не что иное, как специфический процесс познания, который управляется педагогом. Именно направляющая роль обучающего обеспечивает полноценное усвоение учащимися материала (знаний, умений, навыков, развитие творческих способностей и умственных способностей). Главным противоречием обучения является то, что, несмотря на активную роль преподавателя само обучение возможно лишь в случае активности и самого учащегося. Педагог не снабжает ученика готовыми знаниями, а стимулирует активность понимания предмета учеником. Процесс обучения носит характер субъект-субъектного взаимодействия. В современной дидактике основой обучения признано учение, и развитие учащегося рассматривается как следствие его собственной деятельности.

Если преподавание может рассматриваться как способ представления и трансляции знаний, то учение является видом познания и понимания. Познание — обозначает активную умственную деятельность человека, результатом которой является новое знание. Познавательная деятельность - это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Она осуществляется во всех видах деятельности и социальных взаимоотношений между учащимися, а также путем выполнения различных предметно-практических действий во время учебного процесса (лабораторных работ, решении исследовательских задач, конструировании). Именно в процессе обучения познание приобретает четкие границы в особой, присущей только человеку учебно-познавательной деятельности. Учение предполагает овладение знаниями, которые являются уже доказанными. Понимание - это новый уровень отношения человека к знаниям, превращение знаний в свои собственные, и их использование в различных ситуациях. Критерием понимания является готовность учащегося выразить полученные знания на другом языке (другими словами). Обучение основывается на вербально-деятельностном подходе, и всегда в процессе общения. Общение одновременно является средством выражения и познания сущности изучаемого предмета, орудием коммуникации и организации практической познавательной деятельности обучающихся. Оно связано с ценностно-ориентационной деятельностью, целью которой является формирование личностных смыслов и осознание социальной значимости предметов, процессов и явлений окружающей действительности.


Прочие статьи:

Семантические нарушения у дошкольников с общим недоразвитием речи
Под общим недоразвитием речи (ОНР) понимают нарушенное формирование всех компонентов речевой системы в их единстве (звуковой структуры, фонематических процессов, лексики, грамматического строя, смысловой стороны речи) у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом. При ОНР наблюдаются ...

Использование дидактической игры в сенсорном развитии детей четвертого года жизни в изодеятельности и конструировании
Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенком и формирование представлений о внешних свойствах и качествах предметов: форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание ребенка. Поэтому нормаль ...

Клиническая и психолого-педагогическая характеристики детей с задержкой психического развития
Неуспевающие в школе дети были всегда, есть сейчас и будут в обозримом будущем. Таких детей в школе называли ленивыми, тупыми, примитивными. Только с середины прошлого века так называемую «леность» и «тупость», которые обнаруживаются у ребенка обычно с момента поступления в школу, начинают объяснят ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru