Преодоление специфических ошибок письма у школьников с системными нарушениями речи

Новая педагогика » Преодоление специфических ошибок письма у школьников с системными нарушениями речи

Обучение грамоте – одна из важнейших задач начальной школы. Успешное усвоение ребёнком навыков чтения и письма в начальной школе служит залогом эффективности всего дальнейшего обучения.

По данным мировой статистики, число речевых расстройств растёт, в связи, с чем актуальность проблемы профилактики речевых нарушений у детей и подростков принимает глобальный характер.

Нарушения письма является самым распространённым дефектом речи у детей младшего школьного возраста. Расстройства речи и письма оказывают отрицательное влияние на весь процесс обучения в школе, на школьную адаптацию детей, на формирование личности и характер всего психологического развития ребёнка.

Последние статистические исследования, направленные на изучение распространенности дисграфии в общеобразовательных школах и гимназиях показали, что в обычных школах число детей с дисграфиями составило 37%, а в гимназиях -20%. Данные цифры подтверждают, как высока распространенность дисграфии в общеобразовательных школах и то, что многие дети «пронесли» её через всю начальную школу. Интересными являются исследования, направленные на выявление предпосылок дисграфии у школьников 7-8 летнего возраста. Анализ полученных данных показал, что устойчивые предпосылки возникновения того или иного вида дисграфии были выявлены у большего числа детей (от 10,5 % до 55,5%). Данные статистического исследования свидетельствуют о том, что более половины детей старшего дошкольного возраста явно не готовы к началу школьного обучения и, следовательно, заранее обречены на неуспеваемость по русскому языку.

В норме процесс письма осуществляется на основе достаточного уровня сформированности определенных речевых и неречевых функций: слуховой дифференциации звуков, правильного их произношения, языкового анализа и синтеза, сформированности лексико-грамматической стороны речи, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений.

Несформированность какой-либо из этих функций может привести к нарушению процесса овладевания письмом. Письмо является психическим процессом, включающим в свою структуру как вербальные, так и невербальные формы психической деятельности - внимание, зрительное, акустическое и пространственное восприятие, тонкую моторику рук, предметные действия и др. Поэтому его расстройство носит системный характер, т.е. письмо нарушается как целостная система, целостный психический процесс. Расстройство процесса письма обозначают термином дисграфия. В нашей стране уделяется много внимания коррекционно-воспитательной и педагогической работе с детьми, страдающими речевыми нарушениями. Достигнуты значительные успехи в решении вопросов ранней диагностики речевых нарушений, методики и организации коррекционного воспитания и обучения детей.

Изучением особенностей развития фонематического анализа и синтеза у младших школьников и разработкой методик обучения занимались такие ученые, как И.Н. Садовникова, Р.И. Лалаева, Л.Н. Ефименкова, Т.А. Фотекова, М.Е. Хватцев. Авторы подчеркивают необходимость системной работы по предупреждению и исправлению нарушений письменной речи учащихся начальных классов.

Целью исследования является изучение особенностей письма у младших школьников.

Объектом исследования являются особенности формирования фонематического анализа и синтеза у младших школьников с нарушениями письма и чтения.

Предметом исследования является процесс овладения письмом учащимися младших классов.

Гипотезой исследования служит предположение о том, что у детей младшего школьного возраста недостаточно сформированы навыки фонематического анализа и синтеза, что приводит к дисграфии.

В соответствии с целью исследования поставлены следующие задачи:

1. Анализ педагогической литературы по данной проблеме.

2. Подбор методик для проведения экспериментального исследования.

3. Формирования фонематического анализа и синтеза у детей младшего школьного возраста.

4.Оценка эффективности, анализ полученных результатов.

В эксперименте принимали участие учащиеся 2 класса КО МОУ «Средняя общеобразовательная школа №16» г. Вологды, посещающие логопедические занятия.

Структура выполнения квалификационной работы.

Выпускная квалификационная работа на тему «Преодоление специфических ошибок письма у школьников с системными нарушениями речи» состоит из:

- Введения, в котором обозначена актуальность исследования, определены предмет, объект исследования, сформированы цели, задачи.

- Главы 1, в которой дана характеристика этапов речевого развития в онтогенезе, понятие «дисграфия», её причины, основные симптомы, виды дисграфии.

- Главы 2, в которой определяются цель и задачи экспериментального исследования, описание экспериментальных методик предлагаемых Т.А. Фотековой, анализ результатов констатирующего эксперимента.

- Главы 3, в которой описывается содержание коррекционной работы по формированию фонематического анализа и синтеза у младших школьников.

- Заключения, списка литературы и приложения.


Прочие статьи:

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru