Нормативно-правовые основы управления системой общего образования

Страница 3

Система материального обеспечения школ и их информационно-технического оснащения в рамках введения и апробации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования была воспринята как раз из немецкого опыта.

В США образовательные стандарты устанавливаются как на федеральном уровне, так и на уровне штатов. Федеральные образовательные стандарты регулируют общие положения относительно основного образования, а законодательство штатов закрепляет уже более подробные нормы. Нередко принимаются стандарты по конкретному предмету школьной программы. Следует обратить внимание также на то, что помимо стандартов, направленных на регулирование образовательного процесса, объема загруженности учащихся, в США на федеральном уровне действуют Национальные стандарты по программам вовлеченности родителей и семей в образовательный процесс.

В соответствии с положениями Национальных стандартов по программам вовлеченности родителей и семей в образовательный процесс семьи и родители активно участвуют в школьной жизни, сотрудничают с педагогическим коллективом школы, а также поддерживают связь между собой, с целью получения информации о качестве обученности учащихся и их занятий в школьное время. Национальными стандартами предусмотрено осуществление двустороннего сотрудничества педагогического коллектива и родителей учащихся в отношении повышения эффективности учебного процесса. В качестве одного из стандартов закреплено, что дома родители должны уделять внимание степени подготовки детей к школе, вместе с ними закреплять полученные в школе знания. Это имеет большое значение, поскольку, к сожалению, в настоящее время родители показывают недостаточную степень вовлеченности в образовательный процесс.

Определяя современное состояние образовательного законодательства, следует, на наш взгляд, отразить некоторые ключевые проблемы правового регулирования в образовании. Во-первых, системные свойства современного образовательного законодательства подтверждают отсутствие целостности системы правового регулирования.

Образовательная сфера сегодня не урегулирована полностью. Закон № 3266-1, а также ряд иных нормативных актов заложили правовые основы законодательства об образовании и начальном этапе, особенно в период кризисного состояния страны, имели позитивный эффект для становления и поддержания системы образования. Однако социальная функция законодательства периода становления образовательных институтов в современных условиях не отвечает требованиям социально-экономического развития государства и общества, реальным потребностям образовательной сферы.

Как системообразующий акт Закон об образовании, имея рамочный характер, подразумевал принятие на его основе специализированных нормативных актов, в том числе касающихся различных уровней образования. Однако в этой части образовательное законодательство не пошло по указанному направлению, за исключением, правда, сферы высшего образования, где все же был принят специальный закон. Многие важные аспекты правоотношений, возникающих в отдельных подсистемах российского образования, остались неурегулированными на законодательном уровне. Последствия данной ситуации вполне очевидны и объективно сказываются на состоянии современного образования в целом.

В образовательном законодательстве велик удельный вес подзаконных и инструктивных актов. Увеличение их числа вызывает существенные сложности для законодателя. Подзаконная нормативная база представлена большим массивом актов Правительства РФ, в основном постановлений, принятие которых прямо или косвенно предусмотрено Законами . Существенную долю в правовом регулировании составляют акты бывшего СССР, официально не отмененные и продолжающие действовать по вопросам, прямо не урегулированным в современных правовых актах.

Значительно усложняют правовое регулирование ведомственные акты, принимаемые различными органами исполнительной власти, в том числе нормативные правовые акты Минобрнауки России, Госкомвуза России, Минобразования России, Минтруда России, Минздравсоцразвития России. Только за период с 2006 по 2009 г. Рособразованием направлено порядка 50 писем различного содержания, а Рособрнадзором издано более 80 аналогичных документов, по большему счету, не имеющих нормативного характера, хотя подчас служащих единственным ориентиром в поиске необходимой правовой информации. Объемный удельный вес писем в практике регулирования деятельности образовательных учреждений (как разъяснительного, так и рекомендательного характера) обычно берется на вооружение в качестве нормативных актов.

Страницы: 1 2 3 4


Прочие статьи:

Психофизиологические проблемы молодежи, как объекта военно-патриотического воспитания
Известно, что любая воспитательная система имеет объект, на который она воздействует. В качестве объекта военно-патриотического воспитания выступают различные группы населения страны. В этой связи рассмотрим специфические особенности молодежи как особой социально-возрастной группы общества. Эта гр ...

Ключевые проблемы финансирования общего образования в Челябинской области
Нормативное финансирование образовательных учреждений Челябинской области осуществляется в соответствии с Законами Челябинской области: - от 24 апреля 2008 года № 264-ЗО «О нормативах финансирования муниципальных образовательных учреждений»; - от 22 декабря 2005 года № 438-ЗО «О предоставлении с ...

Организация учебного сотрудничества во внеурочной работе
Основной задачей иноязычного школьного образования является создание благоприятных условий для устойчивого непрерывного развития языковой личности. Основной целью профильного образования стало достижение продвинутого порогового (повышенного) уровня иноязычной компетентности. Начался новый этап раз ...

Меню сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru