Анализ литературы по проблеме развития представления о цвете

Исходя из поставленной проблематики, рассмотрение вопроса формирования представления о цвете как выразительном средстве у будущих дизайнеров должно опираться на методологические исследования в данной области. Необходимость формирования представления о цвете как выразительном средстве у студентов, в первую очередь внутренних психических процессов, формирующих цветовое восприятие, т.е. необычный взгляд на обычные вещи, подчеркивается многими учеными:

Л.С. Выготского, А.Г. Асмолова, Н.Н. Ростовцева, Е.А. Флериной, Н.Н. Сакулиной, Т.С. Комаровой. В этих исследованиях важное место отводится развитию цветового восприятия и подчеркивается его тесная связь с особенностями творческой самореализации личности.

Психологические аспекты рассматриваемой проблемы исследовались в фундаментальных работах выдающихся физиологов и психологов: Б.Г. Ананьева, Р. Грегори, В.П. Зинченко, Б.Ф. Ломова, А.Р. Лурия, В.И. Киреенко, B.C. Кузина, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, М. Люшер.

Базыма Б.А. в своей монографии: «Психология цвета. Теория и практика» освещает различные аспекты взаимосвязи цвета и психики человека, рассматривает историю развития цветовой символики, описывает психофизиологическое и психологическое воздействие цвета на человека. Так же он анализирует факторы и механизмы цветовых предпочтений, приводит обширные данные об особенностях восприятия и отношение к цвету при психических заболеваниях, обсуждает актуальные вопросы цветовой психодиагностики.

Люшер М. разработал основы функциональной психологии цветовосприятия, выявил определенную зависимость между восприятием различных цветов и психологическим состоянием человека.

Отдельные положения о колористической культуре необходимой для художественно-дизайнерской практики рассматривались в трудах Я.П. Виноградова, В. Гропиуса, А. В.Ефимова, Й. Иттена, JI. H. Мироновой, Е.С. Пономаревой, а также в некоторых диссертационных исследованиях: Ж.С. Кенесариной, А.В. Новиковой, О.Н. Семенюк и др.

По их мнению, колористическая культура - это совокупность специфических достижений общества и науки, в которых нашло отражение многообразие роли цвета и его воздействия на среду обитания человека. Колористическая культура представляет собой слагаемое эстетической культуры общества и является элементом любой профессиональной культуры, связанной с художественно-изобразительной практикой .

Исследования зависимости восприятия цветотоновых отношений от психофизиологических особенностей развития личности занимались видные ученые, физиологи, психологи, педагоги: В.С. Кузин, И.П. Павлов, Б.Г. Ананьев, А.И. Богословский, В.И. Кириенко, Р. Арнхейм, Р.Г. Натадзе, Е.И. Игнатьев, и многие другие. Цвет, по мнению этих ученых, оказывает влияние на мыслительную, эмоциональную и чувственную сферу человека, вызывает сложные и глубокие переживания.

В.С. Кузин выделяет осмысленность и избирательность, как характерные черты любого восприятия человека. Осмысленность проявляется с самого начала процесса восприятия объектов и явлений действительности. Человек стремится, опираясь на свои знания и практический опыт, определить, что это такое или как это будет в данном предмете. А избирательность восприятия ярко проявляется непосредственно в процессе изобразительной деятельности .

В книге Марка Фершилда «Цветовые модели» особое внимание уделяется главным проблемам науки о цвете. По мнению автора, основная задача на сегодняшний день состоит в том, чтобы научиться прогнозировать цветовое восприятие стимулов, воздействующих на зрительную систему человека. Автор уверен, что модели цветового восприятия призваны поднять колориметрию на новый уровень.


Прочие статьи:

Семья, как специфическая среда для воспитания патриотических чувств
Практика показывает, что дети, внуки, правнуки, если с ними ведётся в семье целенаправленная работа, наследуют боевую и трудовую славу своих отцов, дедов, прадедов, славу советского народа-патриота. Для воспитания у них патриотического сознания и чувств следует активнее использовать неисчерпаемый м ...

Самостоятельность и самостоятельная работа в учебной деятельности
Одной из важнейших задач, стоящих перед школой на современном этапе ее развития, заключатся в том, чтобы воспитать у школьников стремление к совершенствованию своих знаний, научить их применять на практике, «помогать им вырабатывать самостоятельность мышления». Необходимо уделять особое внимание об ...

Диагностика творческого мышления учащихся НПО
При опросе были отмечены те студенты, которые смогли полноценно реализовать на практике данные требования. Именно эти студенты являются обладателями тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для интерпретации художественного произведения. В связи с тем, что в настоящем исследовании производи ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru