Основные подходы к определению девиантного поведения

Новая педагогика » Девиация в школьной среде на примере школ Центрального района » Основные подходы к определению девиантного поведения

Страница 2

Конформизм - единственный тип недевиантного поведения. Инновация предполагает согласие с одобряемыми данной культурой целями, но отрицает социально одобряемые способы их достижения (например, рэкет, шантаж). Ритуализм предполагает отрицание целей данной культуры, согласие (порой доведенное до абсурда) использовать социально одобряемые средства (пример: Умрищев -герой произведения А. Платонова “ Ювенильное море”). Ретритизм наблюдается в случае. когда человек одновременно отвергает и цели, и социально одобряемые средства их достижения (пример: бродяги, наркоманы). Наконец, бунт. В отличие от ретритизма бунтарь не только отрицает то и другое, но и стремится заменить старые цели и средства на новые, развивает “ новую идеалогию”.

Существуют глубокие различия между многочисленными теориями девиациями. Новейшие из них делают акцент на характере общества и стремятся выявить, в какой мере оно заинтересовано в создании и сохранении девиации, доказывают необходимость исправления не отдельных людей, а всего общества.

Изучение взаимодействия личностного и индивидуального сознания позволяет сегодня показать влияние социальных девиаций на общественное развитие в полном объеме. Этому способствуют и наработки в области западной социальной психологии. Имеется много теорий объясняющих появление и сущность девиаций. Достаточно полное представление о них дает, в частности, работа Н. Смелзера. К сожалению, вне поля зрения американского социолога остался социально-психологический подход, который представляет для нас особый интерес.

Социально-психологический подход наиболее убедительно представлен в концепции социальных отклонений Р. Харре и теории поведения добровольного риска С. Линга. Названные исследования объясняют причины появления девиантного поведения через изучение психологического состояния девианта с учетом изменения его положения в системе социально-политических координат. Социально-психологический подход позволяет заглянуть в глубинные причины, влияющие на появление девиантного поведения, составить более объективное представление о механизме социальной эволюции, так как пытается объяснить: а) почему девиантное поведение чаще всего со стороны внешнего наблюдателя предстает как акт агрессии; б) почему в современных условиях все больше людей встают на путь преднамеренного риска, неотъемлемого атрибута любой девиации; в) как отклоняющееся поведение предстает “изнутри”, не со стороны внешнего наблюдателя, а субъекта девиации, какой ценностный смысл последний находит в такой нестандартной форме поведения.

Исследования социальных психологов подводят к выводу: девиантное и нормативное поведение - две равноценные составляющие социально-ролевого поведения. Девиантное поведение - результат сложного взаимодействия процессов, происходящих в обществе и сознании человека. Девиации направлены на преодоление фрустрации - препятствия, вставшего на пути достижения цели, и проявляются через социально значимые действия. Любое девиантное поведение предполагает не только стремление разрушить или сместить фрустрирующий блок, но и концентрацию энергии (физической и психической), необходимой для осуществления этого замысла. Антифрустрирующее действие всегда сопровождается определенной долей риска, но не обязательно носит разрушительный характер. Характер девиантного поведения, направленность энергетического потенциала человека зависят, во-первых, от того, как он научен отвечать на возникающие трудности: путем созидательных или разрушительных действий, во-вторых,-от того, каким образом общество стимулирует социльно-инновационные, созидательные действия личности.

Итак, подводя итог можно еще раз отметить, что существует множество различных концепций определяющих девиантное поведение. Каждая из них дает свое толкование девиантному поведению. Впервые социологическое объяснение девиации предложено теорией аномии Э. Дюркгейма. Затем Р. Мертон (1938) внес некоторые изменения в теорию Дюркгейма. В России длительное время изучение девиации осуществлялось в рамках частнонаучных дисциплин (криминологии, суицитологии, др.). Социологические исследования, ориентированные на изучение девиантного поведения, как социального явления, впервые стали практиковаться в Ленинграде в конце 60-х - начале 70-х г.г. У истоков нового направления стояли В.С. Афанасьев, А.Г. Здравомыслов. Наибольший вклад в развитие внесли В.Н. Кудрявцев и Я.И. Гилинский.

Страницы: 1 2 


Прочие статьи:

Основополагающие принципы формирования временного коллектива лагеря
Формирования временного детского коллектива в условиях организации летнего отдыха предполагает комплекс эффективных и быстрых способов получения результата на исходном уровне. Признаками, определяющими наличие технологии, являются: – алгоритмичность процесса; -оптимальность временных затрат; – ...

Обоснование основных требованийк организации предметной развивающей среды в младшей дошкольной группе и разработка на их основе рекомендаций
развивающий дошкольный образовательный психолог Все изменения в психологическом содержании деятельности соотносимы с возрастом. Таким образом, развивающая среда младшей группы должна содержать все виды деятельности, но направленность их связывается с предметной и игровой деятельностью. В их соде ...

Нарушение темпа и ритма речи
Среди различных речевых расстройств заикание можно рассматривать в ряду нарушений темпа и ритма речи. Темп речи - это скорость протекания речи во времени, ее ускорение или замедление, обусловливающие степень артикуляционной напряженности и слуховой отчетливости. Темп относится к просодической сто ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru