В процессе исследования уровня сознательности и активности учащихся школы мною были использованы следующие методы:
- анализ научно-методической литературы;
- наблюдение;
- беседа;
- анкетирование.
Анализ научно-методической литературы
Исследование началось с составления списка научно-методической литературы и изучения содержания найденных источников, что позволило ознакомиться с обширной информацией по исследуемой проблеме.
Анализ научно-методической литературы позволил определить объективные особенности и условия реализации принципа сознательности и активности на уроках физической культуры в школе; на основе обобщения результатов исследований различных учёных (Б.А. Ашмарин, Л. П. Матвеев, и др.) удалось определить специфику и значение реализации принципа сознательности и активности на уроках физической культуры.
Наблюдение
Наблюдение осуществлялось мною в процессе моей педагогической деятельности в школе (в старших классах). Наблюдение как целенаправленное восприятие исследуемого объекта – один из ведущих методов при изучении школьников. Он имеет особое значение, поскольку, направленность на качественный анализ экспериментальных данных обязательно предполагает их дополнение данными наблюдения.
Наблюдение началось с момента знакомства с детьми и продолжалось на протяжении всего времени обследования. Наблюдение было планомерным, систематичным, целенаправленным и объективным.
В процессе наблюдения за учащимися 9 «Г» класса фиксировались следующее:
- общая активность детей;
- информированность учащихся о значении занятий физической культурой для здоровья;
- уровень физической подготовленности.
Беседа
Метод беседы применялся мною не только с целью выявления уровня сознательности и активности учащихся, но и как одно из средств формирования этих качеств на уроках физической культуры в школе. Беседа проводилась как с детьми (как только удалось установить с ними эмоциональный контакт), так и с учителем, благодаря чему была получена информация об особенностях класса: характере мотивации учащихся на занятиях физической культурой, посещаемости занятий, наличие знаний о пользе физических упражнений для здоровья.
В завершении каждого занятия проводилась завершающая беседа, рефлексия, благодаря чему я могла выяснить, что ребятам понравилось и не понравилось на уроке; что было трудно, а что легко; как учащиеся оценивают свои успехи и неудачи, какое у детей настроение.
Метод анкетирования
Анкета [фр. enquete – список вопросов] – методическое средство для получения первичной социологической и социально-педагогической информации на основе вербальной коммуникации. Анкета представляет собой набор вопросов, каждый из которых логически связан с центральной задачей исследования. Благодаря данному методу удалось собрать первичный материал в виде письменного опроса учащихся 9 класса с целью сбора информации с помощью анкеты об отношении учащихся к урокам физической культуры в школе, о степени мотивации к деятельности на уроках физической культуры
Прочие статьи:
Обучение диалогической речи
Для учебного процесса диалогическая речь представляет гораздо больше трудностей, чем монологическая. Безусловно, многое зависит от ситуации, психологических особенностей учащихся, множества других факторов. В основе формирования диалога лежат трудности, обусловленные его характеристиками.
Е.Н. Со ...
Противоречия в сфере социализации и воспитания
В условиях модернизации российского общества изучение проблем социализации и воспитания имеет важное значение для уяснения возникающих противоречий, связанных с жизнедеятельностью молодёжи, и для нахождения научно обоснованных путей и методов их разрешения. Причины появления противоречий в сфере с ...
Специфика воспитательного процесса в детских оздоровительных лагерях
Появление в педагогике понятия «воспитательная система» обусловлено влиянием на теорию и практику воспитания идей системного подхода, получивших широкое распространение в современной науке.
Это понятие в настоящее время становится все более распространенным, и есть все основания считать, что в бл ...