Внешняя структура ВУЗа

Образовательные учреждения развивают свою инфраструктуру, создавая повсеместно свои представительства, филиалы, учебно-консультативные пункты, сети дистантного образования по месту жительства студентов в больших и малых городах регионов, которые и образуют внешнюю структуру ВУЗа.

К числу наиболее существенных факторов, определяющих возможности того или иного учреждения образования в проектировании структурных подразделений относятся состояние внешней среды, стратегия вуза в выборе модели своего развития, уровень подготовленности персонала к инновационному процессу в сфере организационного развития. Состояние внешней среды вуза может быть оценено по двум параметрам:

• степень сложности внешнего окружения;

• степень динамизма внешнего окружения.

Ситуация низкой неопределенности характеризуется стабильностью жизнедеятельности организации, в том числе и оргструктуры.

Все другие ситуации, особенно высокой неопределенности, требуют от руководителя и самой организации достаточной гибкости. Существуют две основные стратегии поведения организаций в позициях достаточно высокого динамизма или сложности окружающей среды.

1. Усложнение структуры самой организации, выделение в ней специализированных отделов и служб, чьей задачей является преодоление сложности окружающей среды. Так, сложность рыночных отношений привела к гигантскому росту разнообразных органов, призванных осуществлять функцию контроля за предприятиями и организациями; в вузах это выразилось в увеличении отделов, управлений, служб, а также появлению вместо классической тройки проректоров (учебы, науке, АХЧ) целого ряда руководителей, ведущих вопросы финансов, экономики, безопасности и т.д.

2. Другая стратегия носит принципиально другой характер: преодоление сложности происходит путем распределения полномочий и делегирования ответственности. Данная стратегия строится на признании того факта, что неопределенность окружающей среды наилучшим способом преодолевается на первичном, низовом уровне организации.

Действующее законодательство об образовании предоставляет широкие возможности в этом плане.

В соответствии со ст.7 Закона «Об образовании» (1992) образовательные учреждения могут создавать филиалы, отделения, структурные подразделения, которые по доверенности головной организации могут осуществлять полностью или частично правомочия юридического лица, в т.ч. иметь самостоятельный баланс и собственные счета в банковских и других кредитных организациях.

В принятом в 1996 г. ФЗ от 22.08.96 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» была предпринята попытка конкретизации понятия филиала. В соответствии с п.2 ст.7 вышеуказанного закона филиалами вуза являются обособленные структурные подразделения, расположенные вне места его нахождения. В соответствии с п.3 ст.8 вузы самостоятельны в формировании своей структуры; структурные подразделения вуза могут наделяться по доверенности полностью или частично правомочиями юридического лица в порядке, предусмотренном уставом вуза.


Прочие статьи:

Взаимосвязь игрушки и игровой деятельности дошкольников
Игра и игрушка неотделимы друг от друга. Игрушка может вызвать к жизни игру, а игра, развиваясь, требует все новых и новых игрушек. Игрушка в познавательном отношении выступает для ребенка в качестве своеобразного обобщенного эталона окружающей материальной действительности. Но ценность игры и игру ...

Существенные признаки вертикали школьных учебников
Методологическое единство и целостность содержательной предметной линии обеспечивается наличием общего научного редактора серии. Основой формирования единой вертикали школьных учебников может служить образовательная программа. Издательство “Просвещение” ежегодно готовит обновленные сборники образов ...

История возникновения понятия "наглядность". Сущность понятия
Впервые в педагогике теоретическое обоснование принципа наглядности обучения дал Я.А. Коменский в XVII в Великий чешский педагог, используя достижения народной педагогики, нашел средство, облегчающее ребенку изучение книжного материала. "Мир чувственно - воспринимаемых вещей в картинках" ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru