Психолого-педагогические основы воспитания у дошкольников навыков здорового образа жизни

Новая педагогика » Воспитание сознательного отношения к здоровому образу жизни у старших дошкольников » Психолого-педагогические основы воспитания у дошкольников навыков здорового образа жизни

Страница 1

Здоровье ребёнка - одна из наиболее сложных комплексных проблем современной науки, которую по праву следует отнести к одной из самых главных среди существующих наук, ибо здоровье нового поколения определяет состояние общества и государства в целом. Несмотря на то, что первые исследования, посвящённые изучению состояния здоровья детей относятся к прошлому веку и нашли широкое отражение с момента становления государства и в последующие годы, особенно в начале 50-х годов, многие аспекты этой проблемы, несомненно, требуют дальнейшего развития.

Следует отметить, что на протяжении всего советского периода углубление этой проблемы шло в основном по двум направлениям. Первое выражалось в систематическом наблюдении за детьми в процессе всего периода их роста, что позволяло изучить общий ход физического и общего развития детей, уточнить возрастные особенности и определить влияние средовых факторов на их здоровье. Второе направление заключалось в расширенном изучении общеклинических и других показателей, позволяющих оценить функциональное состояние организма с учётом факторов окружающей и социальной среды, а так же учебной деятельности.

С момента выделения в гигиенической науке отдельного направления - гигиены детей и подростков, с созданием соответствующего института - круг исследований был значительно расширен. Они стали базироваться на комплексных данных гигиенистов, физиологов, биологов, клиницистов, биохимиков и педагогов. В результате исследований были выделены критерии определения здоровья детей, включающие уровень достигнутого физического и нервно-психического развития, наличие или отсутствие хронических заболеваний, функциональное состояние организма и степень его резистентности. Доказана необходимость при определении состоянии здоровья учитывать и адаптационные возможности организма.

Современное общество отличается многообразием примеров образа жизни человека, с которыми постоянно сталкивается каждый ребенок. Это многообразие не всегда является образцом для ребенка, в результате создается хаотичность в представлениях ребенка о здоровом образе жизни и разрушаются уже сложившиеся представления. Кроме того, в настоящее время существует тенденция снижения здоровья подрастающего поколения, поэтому потребность в формировании у детей представлений о здоровом образе жизни возрастает и требует поиска новых путей в образовании, воспитании и развитии дошкольников.

В настоящее время проблемой формирования здорового образа жизни занимаются ученые из различных областей знаний: медицины (Ю.П. Лисицын, Р.Г. Жбанков), психологии (Г.С. Никифоров) и педагогики (В.Г. Алямовская, Г.К. Зайцев, Л.Г. Татарникова, О.Ю. Толстова, О.Л. Трещева и др.).

Интерес ученых к поставленной проблеме не случаен. Направленность личности на здоровый образ жизни - процесс довольно сложный и противоречивый, на него влияют особенности развития государства и общественное мнение, экологическая обстановка, технология воспитательно-образовательного процесса, личность педагогов, а также состояние и ориентация семейного воспитания.

Большое значение в создании благоприятных условий для воспитания у дошкольников представлений о здоровом образе жизни играет система дошкольного образования, поскольку забота об укреплении здоровья ребенка, как отмечает ряд авторов (О.Л. Трещева, Л.Г. Татарникова, Н.Б. Захаревич и др.), - проблема не только медицинская, но и педагогическая, так как правильно организованная воспитательно-образовательная работа с детьми нередко в большей степени, чем все медико-гигиенические мероприятия, обеспечивает воспитание здоровья и здорового образа жизни. На образование, как социальный способ обеспечения наследования культуры, социализации и развития личности, возложена надежда государственной политики по формированию индивидуальной культуры здорового образа жизни подрастающего поколения, как одной из основных составляющих национальной культуры здорового образа жизни.

Страницы: 1 2 3 4


Прочие статьи:

Этапы социализации
В любом обществе социализация человека имеет особенности на различных этапах. В самом общем виде этапы социализации можно соотнести с возрастной периодизацией жизни человека. Существуют различные периодизации, и приводимая ниже не является общепризнанной. Она весьма условна, но достаточно удобна с ...

Этапы становления системы развивающего обучения Л.В. Занкова
Леонид Владимирович Занков родился 23 апреля 1901 года в Варшаве, в семье русского офицера. В 1916 г. он окончил гимназию в Москве. В первые послереволюционные годы недавний гимназист начал учительствовать в сельской школе поселка Турдей Тульской области. В 1919 г. Л.В. Занков переходит на работу ...

Методы морально-волевой подготовки детей к обучению в школе
Развитие и воспитание детей осуществляется с помощью определенных средств и методов. Как бы хороши ни были методы, эффективный результат они дают лишь при определенных условиях: любой метод (группа методов) должен быть гуманным, не унижающим ребенка, не нарушающим его прав. Это относится к детям ...

Меню сайта

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru