Сенсорное воспитание в отечественной дидактической системе детского сада

Новая педагогика » История возникновения и развития систем сенсорного воспитания детей дошкольного возраста » Сенсорное воспитание в отечественной дидактической системе детского сада

Страница 2

Своеобразие методики Тихеевой – разнообразие активных видов детской деятельности.

Подчеркивая тесную взаимосвязь сенсорного и умственного развития ребенка, М.М. Манасеина утверждала: чем скорее и чем лучше выучится ребенок управлять своими органами чувств (зрением в особенности), тем быстрее и полнее будет его умственное развитие. Научение мышлению как основе умственного развития предполагает овладение понятиями, что в свою очередь зависит, как уже отмечалось, от достаточного количества полных и четких представлений.

Другой аспект проблемы, подмеченный М.М. Манасеиной, связь конкретных ощущений с соответствующими анализаторами, адекватность представлений получаемым ощущениям и, наконец, накопленные представления и понятия как база развития мышления. Эту внутреннюю связь М.М. Манасеина рассматривает как фактор интеллектуальности человеческих ощущений. Попытаемся выяснить сущность этого явления.

М.М. Манасеина выступала за синхронное многостороннее физическое и духовное развитие ребенка. В ее представлении живой детский организм – это неразделимое целое: ведь невозможно полноценное развитие органов ощущений без здоровья и правильного физического развития ребенка.

Признавая важную роль первых лет в жизни ребенка, М. Манасеина считала, что основное внимание родителей и воспитателей должно быть направлено на развитие умственных способностей детей главным образом через развитие органов чувств.

Накопление ощущений и представлений через использование органов чувств, через их развитие – трудный, длительный и противоречивый процесс. М.М. Манасеина видит его содержание в том, что каждый человек в детстве усваивает тысячи разнообразных представлений, проверяет бесчисленное количество раз данные одного ощущения результатами других и затем путем бесконечного повторения заучивает их до полной автоматичности. Эти идеи М.М. Манасеиной подтверждает современная экспериментальная психология. Удивление – главный признак того, что ребенок активно воспринимает окружающее.

Сенсорное воспитание предполагает разумный уход за органами чувств – это второй постулат концепции М.М. Манасеиной. Ее мнение: близорукость, болезни глаз – следствие негигиеничности условий, в которые попадают наши дети, особенно в первые годы жизни, когда органы очень чувствительны к различным вредным влияниям.

Методика развития и воспитания «чувствований». Разработанная М.М. Манасеиной система приемов и средств сенсорного воспитания включает рекомендации по сохранению и развитию органов зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса.

Немаловажным представляется М. Манасеиной развитие «цветового зрения», она доказывает: малыши далеко не сразу приобретают способность различать цвета. Сначала они могут распознать только свет и темноту, потом желтый цвет, далее красный, фиолетовый и т.д.

Что касается развития слуха, Манасеина советует оберегать ребенка от резких, неожиданных звуков, она советует обращать внимание на способность детей определять характер и источник звука, приучать их узнавать по звуку (с закрытыми глазами) различные металлы, стекло, фарфор, дерево; по шелесту – бумагу, шелк, шерстяные ткани и т.д. Она считает, что, вводя игровые элементы, можно научить ребенка определять расстояние до того или иного предмета по звуку, по голосу – узнавать человека.

В сенсорном развитии и воспитании ребенка М.М. Манасеина не забывала и с воспитательной функции рисования (лепки), не только развивающего верность глаза, руки, чувство формы, цвета, но и приучающего ребенка вникать во все подробности, частности, способствующего развитию внимания и наблюдательности.

Страницы: 1 2 


Прочие статьи:

Мышление как психический процесс
Познавательная деятельность начинается с ощущений и восприятий и затем переходит в мышление. Однако любое, даже наиболее развитое мышление всегда сохраняет связь с чувственным познанием, то есть с ощущениями, восприятиями и представлениями. Весь свой «материал» мыслительная деятельность получает то ...

Структура управления региональной системой общего образования в Челябинской области
Законом Челябинской области «Об образовании в Челябинской области» определены полномочия органов государственной власти в сфере образования. К ним относятся: 1) принятие законов Челябинской области и других нормативных правовых актов Челябинской области в сфере образования; 2) установление порядка ...

Формирование временного коллектива на примере работы научно-экспериментальной площадки в ДБО «Смена» г. Анапа
Научно-экспериментальная площадка в ДБО «Смена» (г. Анапа) была организована в 2003 г. При разработке педагогической технологии изначально было поставлено четкое определение педагогическим отрядом целей и задач взаимодействия с детьми и пошаговое структурированное определение путей и способов их ре ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru