Комплексный подход к преодолению заикания

Страница 1

Непостоянство проявлений заикания порождает у специалистов надежду найти средство или способ удержать, закрепить и расширить возможности свободной речи, которые имеются у каждого заикающегося.

При изучении существовавших ранее приемов, средств и методов преодоления заикания целесообразно рассматривать их в зависимости от характера рекомендуемых средств воздействия на заикающегося - медицинского или педагогического.

В первом случае - это лечебные меры (терапевтические, хирургические, ортопедические, психотерапевтические), во втором - меры педагогические (дидактические) и в третьем - различные сочетания лечебного и педагогического воздействия на заикающихся.

Терапевтические средства для преодоления заикания применялись в разной степени и формах во все времена, начиная с древнейших (Гиппократ, Аристотель, Цельс, Гален, Авиценна, Меркуриалес, Кленке, Лихтингер и др.). Терапевтические средства не являлись исчерпывающими в лечении заикания, а лишь в той или иной степени дополняли его.

Хирургический метод лечения заикания применялся с 1 в. н. э. до середины 19 в., пока не утвердилось мнение о его бесполезности и опасности использования (Антилл, Бонне, Диффенбах, Дионис, Пети, Фабриций, Эгинский и др.). Он появился в результате понимания заикания как следствия патологического строения органов артикуляции или недостаточной иннервации мышц языка.

Использование механических приспособлений с ортопедической целью восходит к Демосфену, который по описанию Плутарха, якобы, успешно применял для лечения собственного заикания инородные предметы (морские камешки), держа их под языком во время речевых упражнений. Впоследствии специалисты применяли при лечении заикания различные механические приспособления: деревянную пластинку в форме дуги под язык; язычный нажиматель и распорку для губ; накладки на оба ряда зубов, Кленке - деревянную пластинку в форме дуги под язык; скобы из китового уса на нижние зубы и т. д. Ортопедические средства имели вспомогательное значение в лечении заикания.

Психотерапевтические воздействия. С появлением взглядов на заикание как на невротическое расстройство некоторые авторы стали придавать первостепенное значение в его преодолении психотерапевтическому направлению (Бертран, А. Либманн, Лагузен, Меркель, Г.Д. Неткачев, Фрешельс, Шультес и др.). Сторонники психологического направления видели в заикании, прежде всего психическое страдание, поэтому при выборе средств воздействия на заикающегося учитывали влияние этих средств на его психику.

Дидактические приемы. Последователи дидактических приемов воспитания правильной речи у заикающегося рекомендовали системы разнообразных и постепенно усложняемых речевых упражнений, охватывающих как отдельные элементы речи, так и речь в целом (Соран Эфесский, Целий Аврелиан, Орибазий, Андрес, Гимиллер, А.Гутцман, Денгардт, Итар, Коэн, А. Куссмауль, Ли и др.).

Система лечебно-педагогических мер. Первыми попытками определить систему лечебно-педагогического воздействия на заикающихся можно считать рекомендации И.А. Сикорского (1889) и его ученика И.К. Хмелевского (1897). И.А. Сикорский в лечении заикания включал: а) гимнастику речи (система упражнений для дыхания, голоса, артикуляции, различных форм речи); б) психотерапевтическое лечение (создание соответствующих условий, окружающих больного, последовательное усложнение речевых занятий, воздействие на настроение больного и пр.); в) фармацевтическое и динамическое лечение (медикаменты, физиотерапия, двигательные упражнения). Многоплановость впервые стала комплексной системой преодоления заикания.

Под современным комплексным подходом к преодолению заикания понимается лечебно-педагогическое воздействие на разные стороны психофизического состояния заикающегося разными средствами и усилиями разных специалистов. В комплекс лечебно-педагогических мероприятий входят лечебные препараты и процедуры, лечебная физкультура, психотерапия, логопедические занятия, логопедическая ритмика, воспитательные мероприятия. Цель их устранение или ослабление речевых судорог и сопутствующих расстройств голоса, дыхания, моторики и речи; оздоровление и укрепление нервной системы и всего организма в целом; избавление ребенка от неправильного отношения к своему речевому дефекту; от психологических наслоений, конфузливости за свою неполноценную речь; перевоспитание его личности, социальная адаптация заикающегося.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Прочие статьи:

Сравнительный анализ результатов формирующего эксперимента
Для изучения результатов обучающего эксперимента использовались те же задания, что и в констатирующем эксперименте. Эффективность проведенной нами коррекционно-логопедической работы при исследовании результатов речевых особенностей детей с заиканием мы оценивали по следующей шкале: - полное вызд ...

Достоинства и недостатки групповой работы на уроке
Групповая работа и работа в парах становится все более популярной в сфере обучения иностранному языку, так как имеет множество достоинств перед фронтальной работой. Групповая работа не является идеальной формой организации учебной работы. Групповая работа несет в себе ряд недостатков. Среди них н ...

Упражнения как средство обучения иноязычной речи
Что такое "упражнение"? Во-первых, в упражнении всегда есть цель . Безусловно, какое-то упражнение может давать и побочный эффект, т.е. попутно работать и на те механизмы, на формирование которых оно непосредственно не направленно. И это очень важно использовать в обучении. Во-вторых, уп ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru