Сущность понятия «творческое мышление»

Страница 3

Л. Леви-Брюль не связывал пралогическое мышление исключительно с ранними этапами формирования общества: он допускал, что элементы пралогического мышления проявляются и поныне в обыденном сознании (бытовые суеверия, ревность, страх возникают на основе партиципации, а не строго логического мышления). Современные исследователи полагают, что Леви-Брюль преувеличивал значение дологического мышления. В то же время патопсихологи находят элементы пралогического мышления у психически больных.

Все перечисленные виды мышления у человека сосуществуют, могут быть представлены в одной и той же деятельности. Однако в зависимости от ее характера и конечных целей доминирует тот или иной вид мышления. По этому основанию они все и различаются.

Мы выяснили, что такое мышление. Что же собой представляет творчество? В психологии этот вопрос до сих пор окончательно не решён. За последние 20 лет не возникло ни одной крупной теории (как это было с памятью или восприятием), которая смогла бы объединить рассеянные и иногда конфликтующие исследования творчества.

Как и к слову «мышление», существует огромное количество определений к понятию «творчество». Вот некоторые из них:

Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, т.к. всегда предполагает творца – субъекта творческой деятельности. Народное творчество (народное искусство, фольклор), художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народными творцами и бытующие в народе поэзия (предания, песни, сказки, эпос), музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирической пьесы, театр кукол), танец, изобразительное и декоративное искусство. Зародилось в древности, тесно связано с традициями какого-либо вида художественной деятельности и является исторической основой мировой художественной культуры (Современный Энциклопедический Словарь).

Творчество – абсолютно оригинальное создание человеком небывалого, …откровение самой человеческой природы (Н. А. Бердяев).

Творчество – деятельность, сущность и отличительная черта которой состоит в создании нового, не имеющего аналогов в природе и в культурной деятельности человека, социума (Культурология. Краткий словарь).

Творчество – психический процесс создания новых ценностей, являющийся «продолжением и заменой детской игры» (Психоаналитический глоссарий).

Творчество – деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей (Краткий психологический словарь. Под общей ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского).

Мы возьмём за основу определение из Большого Энциклопедического Словаря. Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, т. к. всегда предполагает творца - субъекта творческой деятельности.

Творческая деятельность представляет высший уровень развития мышления человека, который обладает следующими способностями:

· получением результата, которого раньше никто не добивался;

· возможностью действовать различными путями, не зная, какой из них может привести к желаемому результату;

· априорной (предварительной) неизвестностью способов, с помощью которых этот результат может быть достигнут;

· отсутствием достаточного опыта решения подобных задач;

· необходимостью действовать самостоятельно и без подсказки.

Что же тогда такое творческое мышление? Творческое мышление человека связано с образованием всё новых понятий. Слово как сигнал сигналов обозначает динамичный комплекс конкретных раздражителей, обобщенных в понятии, выраженном данным словом и имеющим широкий контекст с другими словами, с другими понятиями. В течение жизни человек непрерывно пополняет содержание формирующихся у него понятий расширением контекстных связей используемых им слов и словосочетаний. Любой процесс обучения, как правило, связан с расширением значения старых и образованием новых понятий.

Страницы: 1 2 3 4 5


Прочие статьи:

Сущность понятия "грамматический навык"
Контроль грамматических навыков является одним из важнейших этапов обучения иностранному языку. Под грамматикой мы понимаем структуру языка, систему правил, которые диктуют допустимые последовательности элементов языка, образующих предложение на этом языке. Существует большое количество определений ...

Основные направления работы по формированию начального детского лексикона в семье
Каждое слово представляет определенное представление, образ или понятие. При нормальном развитии ребенка, отражающемся в языке, усвоенное им слово соответствует заранее им приобретенному представлению. При занятиях с маленькими детьми для расширения их лексикона есть два пути: опыт и наблюдение. На ...

Связь педагогики с другими гуманитарными науками
Педагогика является самостоятельной наукой. Отделившись в свое время от философии, она не утратила тесной связи с другими гуманитарными науками: 1) философией; 2) психологией; 3) школьной гигиеной; 4) социологией; 5) фольклористикой и этнографией. Философия выполняет важную методологическую роль в ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru