- доминирование развивающих возможностей учебного материала над его информационной насыщенностью;
- доминирование собственной исследовательской практики над репродуктивным усвоением знаний;
- ориентация на интеллектуальную инициативу, понятия «интеллектуальная инициатива» предполагает проявление ребенком самостоятельности при решении разнообразных учебных и исследовательских задач;
- неприятие конформизма, необходимо исключать все моменты, требующие конформистских решений;
- формирование способностей к критичности и лояльности в оценке идей;
- стремление к максимально глубокому исследованию проблемы;
- высокая самостоятельность учебной деятельности, самостоятельный поиск знаний, исследование проблем;
- индивидуализация - создание условий для полноценного проявления и развития специфичных личностных функций субъектов образовательного процесса;
- проблематизация - ориентация на постановку перед детьми проблемных ситуаций.
Таким образом, соблюдение этих условий даст возможность формирования творческого мышления школьников.
Поиски путей активизации познавательной деятельности школьников привели дидактов к идее личностно-ориентированного обучения. Исследования в области личностно-ориентированного обучения проводятся в нашей стране в нескольких направлениях:
- изучение влияния на развитие творческого мышления школьников развивающих методов и приемов обучения (Ю.К. Бабанский, Л.Г. Вяткин, В.В. Давыдов, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, И.С. Матрусов, И.С. Якиманская и др.);
- выявление воздействия групповых и индивидуальных форм обучения на формирование самостоятельного творческого мышления учащихся и их познавательных интересов (М.Д. Виноградова, Л.П. Доблаев, Г.И. Железовская, М.Б. Первин, Л.А. Ростовецкая и др.).
Многие исследователи решают проблему формирования творческого мышления учащихся, занимаясь в рамках развивающего обучения разработкой и экспериментальной проверкой различных деятельностных подходов.
Итак, мы выяснили, что существует несколько видов мышления. Теоретическое понятийное мышление — это такое мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредственно не имея дела с опытом, получаемым при помощи органов чувств. Теоретическое образное мышление отличается от понятийного тем, что материалом, который здесь использует человек для решения задачи, являются не понятия, суждения или умозаключения, а образы. Наглядно-образное мышление — такое мышление, при котором мыслительный процесс непосредственно связан с восприятием мыслящим человеком окружающей действительности и без него совершаться не может. Теоретическое понятийное мышление дает хотя и абстрактное, но вместе с тем наиболее точное, обобщенное отражение действительности. Теоретическое образное мышление позволяет получить конкретное субъективное ее восприятие, которое не менее реально, чем объективно-понятийное. А вообще мышление — высшая ступень человеческого познания, процесс отражения в мозге окружающего реального мира, основанный на двух принципиально различных психофизиологических механизмах: образования и непрерывного пополнения запаса понятий, представлений и вывода новых суждений и умозаключений.
Проанализировав большое количество определений к слову творчество, мы взяли за основу определение из Большого Энциклопедического Словаря. Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью.
Исходя из этого, мы сделали вывод, что творческое мышление - это мышление, основанное на воображении. Оно создает новые идеи, новый взгляд на вещи. Оно связывает определенные предметы или образы так, как их раньше не связывали. Оно бесконечно и разнообразно.
Прочие статьи:
Особенности процесса говорения
Довольно часто используется термин «обучение устной речи», при этом имеется в виду то, что обучаются говорить на иностранном языке. Хотя это весьма очевидно, но приходится заметить, что указанные термины не тождественны. Обучение говорению – лишь часть «обучения устной речи», так как устная форма ...
Формы организации учебного процесса
Форма организации обучения — это конструкция отдельного звена процесса обучения, или определенный вид занятия (лекция, урок, семинар, лабораторная работа, экзамен и т.п.).
Урок является одной из традиционных форм организации учебного процесса. Урок, это форма организации учебного процесса, при ко ...
Сюжетно-ролевые игры детей среднего дошкольного возраста
Для сюжетно-ролевой игры детей 4-5 лет характерно, во-первых, возникновение новых тем, связанных со знаниями, полученными ребенком из художественной литературы, из рассказов взрослых, из теле- и радиопередач и др. (игры в путешествия, в корабль, моряков, военных, строительство, почту). Во-вторых, ...