Существенные признаки вертикали школьных учебников

Новая педагогика » Критерии учебно-методического комплекса по истории » Существенные признаки вертикали школьных учебников

Методологическое единство и целостность содержательной предметной линии обеспечивается наличием общего научного редактора серии.

Основой формирования единой вертикали школьных учебников может служить образовательная программа. Издательство “Просвещение” ежегодно готовит обновленные сборники образовательных программ.

В завершенную предметную линию учебники может объединить и общность характерных для них содержательных акцентов и приоритетов.

Наличие особой структуры учебных книг одной издательской вертикали. Авторы – единомышленники используют характерный для своей серии учебников набор структурных компонентов и особое методическое оформление.

Каждая отдельная предметная линия или издательская вертикаль учебников “одевается” в свою оригинальную обложку. Общий дизайн их оформления четко просматривается на страницах каталогов и рекламных проспектов издательств.

Методологическое единство и целостность содержательной предметной линии обеспечивается наличием общего научного редактора серии.

В издательстве “Просвещение”:

По всеобщей истории – под редакцией директора института всеобщей истории РАН, академика РАН А.О. Чубарьяна

По истории России – специалисты института российской истории РАН и МГУ им. Ломоносова – под руководством директора института российской истории РАН, члена-корреспондента РАН профессора А.Н. Сахарова.

В основе этих комплектов лежат:

Последние научные достижения российских и зарубежных историков

На основе сравинительно-исторического подхода освещаются главные направления развития стран

Историческое прошлое различных стран и регионов мира рассматривается как единый процесс

Это позволяет сохранить преемственность между курсами всеобщей и отечественной истории

Основой формирования единой вертикали школьных учебников может служить образовательная программа. Издательство “Просвещение” ежегодно готовит обновленные сборники образовательных программ.

В частности, программа по истории России для 6-9 классов прослужила основой для создания единой линии учебников авторов А.А. Данилова и Л.Г. Косулиной. 2 главных компонента УМК – программа и учебники – объединяет общая целевая установка.

В завершенную предметную линию учебники может объединить и общность характерных для них содержательных акцентов и приоритетов.

В одних учебниках авторские коллективы подробно и последовательно освещают жизнь и быт различных социальных групп

В других – детально прорисовывают образы ярких исторических деятелей

В-третьих – на арену истории выводят детей и женщин, стремясь расширить традиционные представления учащихся о субъектах прошлого и разрушить негативные гендерные и этнокультурные стереотипы

В-четвертых – прослеживают формирование институтов рыночной экономики, правового государства и гражданского общества

Предметом исторического исследования могут стать процессы развития науки, техники, образования и их связь с социально-экономическими, политическими и духовными аспектами жизни человечества.

Наличие особой структуры учебных книг одной издательской вертикали. Авторы – единомышленники используют характерный для своей серии учебников набор структурных компонентов и особое методическое оформление.

Ярко и выразительно это сделано в учебниках по всеобщей истории под редакцией А.О. Чубарьяна:

На форзаце учебников расположены обзорные карты, демонстрирующие, каким был мир в начале и в конце определенного исторического периода

Основной текст всегда предваряет инструктивный раздел “Как работать с учебником”, в котором школьниками подробно рассказывается о компонентах учебной книги и об особенностях работы с ними. Это один из вариантов “прояснения” структуры учебной книги, необходимый для ее многофункционального использования

А.О. Чубарьян – каждая глава, начиная с 6 класса, и каждый параграф открывается вопросами и заданиями, подводящими к главной идее, к основному содержательному выводу учебной темы.

Каждая отдельная предметная линия или издательская вертикаль учебников “одевается” в свою оригинальную обложку. Общий дизайн их оформления четко просматривается на страницах каталогов и рекламных проспектов издательств.

Рабочие тетради, книги для учителя, хрестоматии и прочие пособия, составляющие “свиту” учебника, “наряжаются в одежду” от того же Кутюрье. Благодаря этому материалистические очертания приобретают идеи авторских УМК, где в строгом соответствии с замыслом учебной книги разрабатываются сопровождающие ее учебно-методические материалы.


Прочие статьи:

Современный аспект изучения заикания
На протяжении многовековой истории изучения и устранения заикания специалисты высказывают самые различные точки зрения по вопросу сущности этого нарушения речи, его этиопатогенетической основы, методов и приемов коррекции. В 60-х – начале 80-х годах XX века наиболее известны исследования Р. Е. Леви ...

Типы педагогических задач и их характеристика
Для целенаправленной организации профессиональной педагогической деятельности учителя и его подготовки принципиальным является вопрос о классификации педагогических задач. По временному признаку принято различать три большие группы педагогических задач – стратегические, тактические и оперативные. С ...

Этический кодекс социального педагога в общении с ребенком
Любой коллектив в целях успешного взаимодействия и выполнения какой- либо деятельности должен придерживаться прежде всего норм и правил этики. В МЦ « Диалог» работают опытные специалисты - компетентные, уважаемые люди, которые, действительно выстраивают свои отношения, действия с друг другом, с дет ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru