7:3=2 (ост. 1). Затем такие задания предлагались в качестве заданий на выбор: учитель предлагает вычислить значения выражений, записанных либо в первом, либо во втором столбике:
36:4 37:4
18:9 9:9
24:3 26:3
Этот опыт многократного выполнения, по существу, одного и того же примера по мнению автора помогает ученикам закрепить табличные случаи деления и подготовиться к изучению темы «Деление с остатком».
Таким образом, к концу 3 класса все учащиеся усваивают таблицу умножения и деления. Это результат целенаправленной работы по расширению опыта применения таблиц в новых условиях, а именно систематического включения разнообразных развивающих заданий.
Изучив рекомендации И.И. Аргинской, М.А. Бантовой, А.В. Белошистой, Н.Б. Истоминой, М.И. Моро, Л.П. Савиной, В.А. Степных и других авторов, описав последовательную работу учителя, мы можем указать на условия, которые должен создавать учитель при формировании у учащихся начальных классов вычислительных навыков табличного умножения и деления. Среди условий создаваемых учителем в учебном процессе можно выделить следующие:
1. Четкое следование поэтапной методике ознакомления учащихся с табличными случаями умножения и деления:
Iэт. – подготовительный,
IIэт. – составление таблиц,
IIIэт. – усвоение и запоминание табличных случаев умножения.
2. Ознакомление на подготовительном этапе школьников с теоретическими вопросами, являющимися основой табличного умножения и деления:
1) конкретный смысл умножения,
2) конкретный смысл деления,
3) переместительное свойство умножения,
4) взаимосвязь между компонентами и результатом умножения.
3. Опираясь на теоретико-множественный подход к изучению многих понятий в курсе математики начальных классов, использование наглядного материала, демонстрирующего результаты сложения одинаковых слагаемых в каждом случае табличного умножения (счетный материал в качестве предметных множеств, числовые фигуры).
4. Использование на этапе усвоения и запоминание табличных случаев умножения и деления разнообразных упражнений и иллюстративного материала.
5 Применение для контроля знаний табличного умножения карточек для индивидуальной и групповой работы.
Изучив материалы теоретических исследований, мы сделали следующие выводы.
1) По требованиям любой программы табличные случаи умножения и соответствующие им случаи деление, как уже было сказано, учащиеся должны усвоить на уровне навыка. Это сложный и длительный процесс, в котором можно выделить три основных этапа:
I этап – подготовительный,
II этап – составление таблиц,
III этап – прочное запоминание.
2) Составлению таблиц умножения предшествует изучение теоретических вопросов, являющихся основой тех вычислительных приемов, которыми учащиеся будут пользоваться при составлении этих таблиц:
– смысл умножения,
– смысл деления,
– переместительное свойство умножения,
– взаимосвязь между компонентами и результатом умножения (между множителем и произведением).
3) При формировании навыков табличного умножения учитель может использовать разнообразные методические подходы:
– традиционный,
– программы «Гармония» – автор Н.Б. Истомина,
– системы обучения Занкова Л.В. – автор И.И. Аргинская,
- подход В.А. Степных.
4) Каждый из них имеет много общего:
– использование наглядного материала,
– использование различных интересных и содержательных упражнений и заданий,
– выполнение воспроизводимой операции по образцу,
– систематичное использование игровых заданий.
5) Особое внимание необходимо уделять разным способам вычисления произведений в случае их забывания:
а) замена умножения сложением;
б) использование других случаев из таблицы, которые хорошо известны.
в) использование приёмов для запоминания;
г) на этапе усвоения и запоминание табличных случаев умножения и деления целесообразно использовать разнообразные продуктивные упражнения, способствующие качественному формированию вычислительных навыков.
Прочие статьи:
Психологическая характеристика типов темперамента
Эффект педагогического воздействия в равной мере зависит от двух факторов: от содержания и динамики самого воздействия и от активности содержательных и динамических особенностей обучаемого. Внешние причины всегда действуют через посредство внутренних условий. К этим внутренним условиям, например, ...
Особенности использования дидактического материала
в системе М. Монтессори
О значении материала. Следует отметить, что из-за того, что дидактический материал находится на виду, его роль по сравнению с другими элементами подготовленной среды в методе Монтессори часто преувеличивается. Кроме того, в некоторых случаях неправильно понимается его цель. Это не учебное оборудов ...
Анализ программ по изобразительному искусству
Для работы в школе существует несколько программ по изобразительному искусству. В условиях вариативного обучения по различным программам общими целями всех программ является всестороннее развитие личности, эстетическое воспитание, формирование художественного вкуса детей, творческих способностей, ...