Методические основы изучения табличного умножения и деления

Новая педагогика » Процесс обучения математики младших школьников » Методические основы изучения табличного умножения и деления

Страница 5

7:3=2 (ост. 1). Затем такие задания предлагались в качестве заданий на выбор: учитель предлагает вычислить значения выражений, записанных либо в первом, либо во втором столбике:

36:4 37:4

18:9 9:9

24:3 26:3

Этот опыт многократного выполнения, по существу, одного и того же примера по мнению автора помогает ученикам закрепить табличные случаи деления и подготовиться к изучению темы «Деление с остатком».

Таким образом, к концу 3 класса все учащиеся усваивают таблицу умножения и деления. Это результат целенаправленной работы по расширению опыта применения таблиц в новых условиях, а именно систематического включения разнообразных развивающих заданий.

Изучив рекомендации И.И. Аргинской, М.А. Бантовой, А.В. Белошистой, Н.Б. Истоминой, М.И. Моро, Л.П. Савиной, В.А. Степных и других авторов, описав последовательную работу учителя, мы можем указать на условия, которые должен создавать учитель при формировании у учащихся начальных классов вычислительных навыков табличного умножения и деления. Среди условий создаваемых учителем в учебном процессе можно выделить следующие:

1. Четкое следование поэтапной методике ознакомления учащихся с табличными случаями умножения и деления:

Iэт. – подготовительный,

IIэт. – составление таблиц,

IIIэт. – усвоение и запоминание табличных случаев умножения.

2. Ознакомление на подготовительном этапе школьников с теоретическими вопросами, являющимися основой табличного умножения и деления:

1) конкретный смысл умножения,

2) конкретный смысл деления,

3) переместительное свойство умножения,

4) взаимосвязь между компонентами и результатом умножения.

3. Опираясь на теоретико-множественный подход к изучению многих понятий в курсе математики начальных классов, использование наглядного материала, демонстрирующего результаты сложения одинаковых слагаемых в каждом случае табличного умножения (счетный материал в качестве предметных множеств, числовые фигуры).

4. Использование на этапе усвоения и запоминание табличных случаев умножения и деления разнообразных упражнений и иллюстративного материала.

5 Применение для контроля знаний табличного умножения карточек для индивидуальной и групповой работы.

Изучив материалы теоретических исследований, мы сделали следующие выводы.

1) По требованиям любой программы табличные случаи умножения и соответствующие им случаи деление, как уже было сказано, учащиеся должны усвоить на уровне навыка. Это сложный и длительный процесс, в котором можно выделить три основных этапа:

I этап – подготовительный,

II этап – составление таблиц,

III этап – прочное запоминание.

2) Составлению таблиц умножения предшествует изучение теоретических вопросов, являющихся основой тех вычислительных приемов, которыми учащиеся будут пользоваться при составлении этих таблиц:

– смысл умножения,

– смысл деления,

– переместительное свойство умножения,

– взаимосвязь между компонентами и результатом умножения (между множителем и произведением).

3) При формировании навыков табличного умножения учитель может использовать разнообразные методические подходы:

– традиционный,

– программы «Гармония» – автор Н.Б. Истомина,

– системы обучения Занкова Л.В. – автор И.И. Аргинская,

- подход В.А. Степных.

4) Каждый из них имеет много общего:

– использование наглядного материала,

– использование различных интересных и содержательных упражнений и заданий,

– выполнение воспроизводимой операции по образцу,

– систематичное использование игровых заданий.

5) Особое внимание необходимо уделять разным способам вычисления произведений в случае их забывания:

а) замена умножения сложением;

б) использование других случаев из таблицы, которые хорошо известны.

в) использование приёмов для запоминания;

г) на этапе усвоения и запоминание табличных случаев умножения и деления целесообразно использовать разнообразные продуктивные упражнения, способствующие качественному формированию вычислительных навыков.

Страницы: 1 2 3 4 5 


Прочие статьи:

Экспериментальное исследование использования игровых методик в коррекционно-развивающей работе учителя начальных классов
Экспериментальное исследование использования игровых методик в коррекционно-развивающей работе учителя начальных классов проводилось в средней школе № 61 г. Липецка. В исследовании принял участие 21 учащийся первого класса «А» - из них девять мальчиков и 12 девочек. Поскольку рамки курсовой работы ...

Педагогическая культура, ее сущность и содержание
Педагогическая культура народа – это та сфера его материальной и духовной культуры, которая непосредственно связана с воспитанием детей. Она проявляется в колыбельных и игровых песнях, игрушках и детской одежде, в подвижных играх, в детском питании и правилах кормления детей, в детском фольклоре и ...

Методические рекомендации по организации работы в малых группах на уроках английского языка с целью развития диалогической речи
Целью нашей выпускной квалификационной работы было доказательство эффективности развития диалогической речи в малых группах на уроках английского языка на среднем этапе в основной общеобразовательной школе. Проанализировав теоретические наработки российских и зарубежных авторов-методистов, мы выдел ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru